Government shutdown и частичный паралич авиационного рынка в США

С 22 декабря прошлого года, то есть уже целый месяц, в Соединенных Штатах, продолжается так называемый government shutdown или «закрытие правительства». Федеральные власти частично не работают, около 800 000 сотрудников центральной администрации находятся в вынужденном отпуске. Вызванные таким положением дел проблемы не обходят стороной авиационную отрасль.
Нынешняя ситуация не является необычной или беспрецедентной. Это происходит из самой системы устройства Соединенных Штатов, которые является федеративным государством, и положение обычного человека больше зависит от местной власти и власти штата – правительство здесь нужно только для того, чтобы обеспечить соблюдение закона. Если нет законопроекта о финансировании правительства, то правительство не работает, потому что нет денег. В большинстве стран это немыслимо, поскольку государство не будет работать. Американцы подходят к этому гораздо практичнее: мы не дали правительству денег, потому что мы не ладили с ним по политическим вопросам – и до свидания. Shutdown в такой повседневности, если он длится недолго, всего-навсего политическая потасовка, и в этом нет плохого, хотя в данном случае это затянулось и ударило по авиации.

Причиной нынешнего положения вещей является спор между президентом и политиками демократической партии в Конгрессе. Демократы не согласны гарантировать средства на строительство стены на границе с Мексикой. А без этих денег Дональд Трамп не хочет утверждать бюджет.

Авиация является одним из секторов, наиболее пострадавших от всей ситуации. Федеральное авиационное управление (FAA) остановило работу. Только это влечет за собой целый ряд последствий: приостановление сотрудничества FAA с другими странами, прекращение сертификации новых самолетов (проблема, в частности, коснулась Airbus), отсутствие регистрации определенных типов самолетов (чартерная линия NetJets не может забрать свои машины), прекращение выдачи согласия для коммерческих полетов беспилотников, лицензирования авиамехаников, а также внедрения новых технологий и разрешений на строительные работы в аэропортах, сроки квалификации инструкторов учебных центров истекают, а в центрах, имеющих летные тренажеры, возникают задолженности по возобновлению квалификации, компании, проводящие обучение для пилотов, не могут выдавать сертификаты, потому что это должно одобрить FAA.

Однако ситуация с авиадиспетчерами, похоже, самая большая проблема. Хотя они работают, но … без зарплаты. Здесь положение более серьезное. Во-первых, почти 1,9 тысячи из них находятся в пенсионном возрасте, и неизвестно, если они не откажутся от своей службы – последствия таких увольнений могут очень существенно нарушить работу всей службы управления воздушным движением. Во-вторых, диспетчеры уже настолько отчаялись, что профсоюз представителя подал в суд на правительство за лишение их вознаграждения.

Необходимо помнить, что авиация – только часть большего целого. Подсчитано, что 21-дневная приостановка работы администрации во времена Барака Обамы обошлась экономике США в 20 миллиардов долларов.

Андрей Бочкарев