В 2005 году бразильский концерн Embraer запустил программу Phenom 100 и Phenom 300 – своих первых реактивных деловых самолетов типа clean-sheet design в категориях в самых легких (VLJ) и легких (LJ) бизнес-джетов соответственно. Результатом упорного труда стали технически эффективные и коммерчески сбалансированные конструкции. В конце 2009 года Phenom 300 прошел сертификацию в ANAC и FAA и начал поставляться клиентам.
Немногим позже, в 2006 году, Cessna представила Citation CJ4 (модель 525C) с таким же размером салоном, как у CJ3 (525B), но на 0,5 м длиннее, при этом размерность и характеристики очень похожи на Phenom 300. CJ4 прошел сертификацию в FAA, а его поставки начались в 2010 году.
Следующая информация представляет собой краткий сравнительный анализ этих двух самолетов, на основе данных из открытых источников таких, как Business & Commercial Aviation (B & CA), Conker & Decker (C & dD), Aircraft Cost Comparator (ACC), JetNet, Aircraft BlueBook, а также данных самих производителей.
По данным JetNet, в настоящее время в мире эксплуатируется 441 Phenom 300, причем 65 процентов из них базируются в США, 17 – в Европе и 12 – в Бразилии. Phenom 300 отличается тем, что он является достаточно укомплектованным самолетом для совместной собственности, причем около 29 процентов всего флота эксплуатируется именно в такой форме. Это связано с его платформой, предназначенной для обеспечения высокой производительности и низких эксплуатационных расходов, а также оптимального размера и комфорта в салоне. Флот из Citation CJ4 используется с 2010 года, и в настоящее время в мире насчитывается 262 борта, из которых 78 процентов базируется в США, 12 – в Европе и 3 – в Латинской Америке. Согласно нашим данным, ни один Citation CJ4 не находится в совместном владении.
Общая информация
Citatio CJ4 и Phenom 300 предлагают аналогичные конфигурации. В стандартном варианте Phenom 300 обладает восьмиместным салоном (1 пилот + 7 человек) и камбузом. В качестве вариантов производитель предлагает девятиместный (1 пилот + 8 человек), семиместный (1+6) десятиместный (1 пилот + 9 пассажиров) с двухместным диваном. Все эти конфигурации могут принимать дополнительного пассажира на сертифицированном для взлета и посадки кресле. Преимуществом салона Phenom является большая высота и ширина, чем у CJ4, а также больший входной люк и наибольшее в своей категории сечение иллюминаторов. Он также имеет на 15 процентов выше давление в салоне при рабочем потолке. Имеется раздельный климат-контроль для двух разных зон.
У обоих самолетов схожее оборудование для наземного обслуживания, но Phenom 300 имеет внешнюю сервисную туалетную систему и электронную тормозную систему (brake-by-wire), это все уменьшает минимальный интервал между операциями (TAT- Turn Around Time).
Авионика
С 2013 года Phenom 300 оснащается запатентованной авионикой Embraer Prodigy Touch на базе Garmin G3000 с тремя 14,1-дюймовыми дисплеями AMLCD и двумя контроллерами сенсорного экрана для ввода и управления PFD и MFD. Кроме того, на дисплее представлены новейшие из доступных для легких и средних бизнес-джетов навигационные и коммуникационные системы, в том числе Synthetic Vision System (SVS) и предупреждения о близости земли (TAWS). Изначально на Phenom 300 устанавливалась авионика на базе Garmin G1000 System, но подавляющее большинство самолетов с авионикой G1000 можно модернизировать до Prodigy Touch.
Кабина пилотов Citation CJ4 оснащена авионикой Rockwell Collins Pro Line 21 с четырьмя ЖК-дисплеями размером 8×10 дюймов с обычными контроллерами и системой Synthetic Vision (SVS). В CJ4 штурвалы управления установлены в полу, тогда как в Phenom 300 – встроены в панель с авионикой, что позволяет пилотам более свободно перемещаться. Дисплеи Phenom 300 имеют на 25 проц. большую площадь экрана, но в сумме общая площадь дисплеев меньше, чем у CJ4.
Пассажирский салон
По данным Conklin & de Decker, объем салона Phenom 300 составляет 9,2 м³, а CJ4 – 8,3 м³, т.е 11 процентов в пользу первого. Длина салона аналогична, но здесь у CJ4 есть небольшое преимущество на 30 мм (5,27 м против 5,24 м у Phenom 300).
Двигатели
Phenom 300 использует два двигателя Pratt & Whitney PW535E, каждый из которых вырабатывает 3 660 фунтов тяги по Flat Rating ISA + 15 ° C, в то время как Citation CJ4 использует два двигателя Williams FJ44-4A, каждый из которых имеет тягу в 3 621 фунтов по Flat Rating ISA + 11ºC.
Термин «Flat Rating» относится к верхнему пределу температуры для максимальной тяги, и чем выше этот параметр, тем больше преимущество для работы в условиях жаркого климата и высокогорья. Оба этих двигателя имеют интервал технического обслуживания Overbranch (TBO) 5000 часов.
В соответствии с данными B & CA 2015, во время полетов продолжительностью 1000 мм с 4 пассажирами (по 91 кг каждый), Phenom 300 потребляет в среднем 575 литров топлива в час, что 14 проц. меньше, чем 670 литров час CJ4 для той же миссии. Интересно отметить, что Phenom 300 имеет более низкий расход топлива, даже при том, что у CJ4 отношение веса к мощности (MTOW/Propulsion) примерно на 12 проц. ниже, чем у Phenom, что может быть связано с эффективностью двигателя и аэродинамического дизайна.
Общие данные о производительности
Как упоминалось ранее, Phenom 300 и CJ4 очень похожи по производительности в целом. В следующей таблице приведены некоторые важные параметры для обоих воздушных судов. (Источник: B & CA 2015):
В таблице показано сравнение дальности полета этих бизнес-джетов, а также их изменение в зависимости от полезной нагрузки и количества топлива. Обращает на себя внимание то, что эти самолеты имеют очень близкую дальность полета. (Источник: B & CA 2015).
Операционные расходы
При полном анализе эксплуатационных расходов необходимо учитывать прямые затраты (топливо, техническое обслуживание и т. Д.), постоянные издержки (пилоты, ангары и страхование) и стоимость имущества (амортизация и финансирование). В рамках этого сравнительного исследования мы сосредоточимся только на прямых расходах или переменных издержках, поскольку они колеблются в зависимости от времени полета.
Основываясь на калькуляторе стоимости воздушных судов (ACC), прямые эксплуатационные расходы (DOC) Phenom 300 и Citation 4 оцениваются в следующей таблице:
Условия: средний расход для рейса продолжительностью 1000 мм с 4 чел. и резервом топлива NBAA. Расчетное обслуживание планера и двигателей – раз в 10 лет эксплуатации.
Отмечается, что прямые эксплуатационные расходы схожи для обоих воздушных судов, но стоимость эксплуатации Citation CJ4 на 8 проц. выше, что в значительной степени объясняется потреблением топлива.
Выводы
По данным B & CA, к 2015 году прейскурантная цена нового Phenom 300 и Citation CJ4 была абсолютно одинаковой и составляла 8,995 млн долларов США. После трех лет эксплуатации, по данным Aircraft BlueBook для американского рынка, Phenom 300 2015 года выпуска в среднем перепродается по цене 7,1 млн долларов США (-21 проц.) против средней цены 6,7 млн долл. США (-26 проц.) за CJ4 того же года. Это составляет среднюю ежегодную амортизацию в размере 7,5 проц. для Phenom 300 по сравнению со средней амортизацией около 10 процентов в год для CJ4.
На основе представленной выше информации и анализа, а также оценки основных факторов влияющих на выбор при покупке нового делового самолета, таких, как дальность, скорость, комфортабельность салона, эксплуатационные расходы, стоимость перепродажи и цена приобретения, можно сделать вывод, почему Phenom 300 является самым продаваемым легким деловым реактивным самолетом в мире с 2012 года.
Андрей Бочкарев