Боинг до сих пор не может посчитать свои потери

Известно, что приостановка эксплуатации 737 MAX будет очень дорогим. Сколько это в конечном итоге стоит? Этот вопрос все еще остается без ответа.
24 апреля Boeing представил свои результаты за первый квартал 2019 года. Впервые в своей истории он не смог предоставить прогноз прибыли на этот год. «Это будет раскрыто позже», – говорится в пресс-релизе Boeing.

На данный момент известно, что после двух катастроф 737 MAX, которые должны были стать машинами для зарабатывания денег, выручка за первый квартал 2019 года упала на 2 процента, до 23 миллиардов долларов. Прибыль за первый квартал 2019 года упала на 21 процент, по сравнению с результатами за аналогичный период 2018 года и составила 1,99 миллиарда долларов США или 3,16 доллара США. на акцию, тогда как год назад это было 2,51 миллиарда долларов и 3,64 соответственно. На эти результаты отмена эксплуатации 737 MAX оказало ограниченное влияние, поскольку она началась 13 марта. Но уже известно, что второй квартал будет еще хуже, поскольку компания в этот период не будет поставлять воздушные суда этой модели. Не говоря уже об ущербе репутации компании. В среду фондовый рынок отреагировал на ситуацию с умеренным пессимизмом: акции упали всего на 1,2 процента.

Неудивительно, что президент Boeing Денис Муйленбург не решил давать прогнозы на будущее: слишком много неизвестных. До сих пор никто не может предсказать, когда будет закончена сертификация нового программного обеспечения и как это будет одобрено глобальными авиадиспетчерами. Неофициально на рынке говорят, что это может произойти уже в мае. С оговоркой, что после переподготовки B737 MAX пилоты будут готовы к полетам не раньше августа. Но это также под знаком вопроса.

Очевидно, что Boeing, с его упущениями в производстве Max и слишком снисходительным отношением к группе Федерального авиационного агентства (FAA), как регулятора авиационного рынка США, создали серьезные проблемы для своих клиентов. Авиакомпании выбрали две стратегии: американцы решили сократить сеть сообщений и сократить количество рейсов — например, America Airlines отменяет около 100 маршрутов в день. Европейцы, в том числе, например, TUI Fly и LOT, решили сохранить сеть в ключевой летний сезон. «LOT вместо пяти самолетов Boeing 737 MAX 8 арендует четыре самолета из семейства Boeing 737: два B737-800 с 189 местами на борту и две машины B737-400, которые могут принять на борт 168 пассажиров», – говорит Адриан Кубицкий, директор по корпоративным коммуникациям LOT. Он подчеркивает, что приоритетом является поддержание сети сообщений и осуществление регулярных рейсов. «Несмотря на то, что арендуемые нами самолеты являются машинами более раннего поколения чем B737 MAX 8, они позволяют нам предложить нашим пассажирам безопасное путешествие. Как и большинство перевозчиков, мы ждем выводов производителя и компетентных органов гарантий безопасности относительно эксплуатации самолета Boeing 737 MAX 8», – добавляет Адриан Кубицкий.

Авиакомпании также подсчитывают затраты. По расчетам Министерства транспорта США, средняя цена обратного билета на рейс Max составляет 343,28 доллара. Таким образом, одна машина способна приносить доход перевозчику в размере 150 тысяч  долларов в день. Вот почему американский Southwest, у которого 34 флота в своем флоте, признал, что теряет 5 миллионов долларов дохода ежедневно. Аренда одной машины с экипажем — это может быть Boeing из семейства 737 или Airbus 320 – стоит четверть миллиона долларов в месяц. TUI рассчитал свои потери, уже понесенные, примерно на уровне 200 миллионов евро.

Приземленные самолеты 15 авиакомпаний, у которых в парке имеются Boeing 737 MAX 8, в сумме теряют 60 миллионов долларов ежедневно. Именно поэтому перевозчики предпочитают арендовать самолеты, платить за них, но не отказываться от рейсов. Конкуренция на рынке настолько сильна, что было бы очень трудно вернуться на приостановленные маршруты.

Конечно, концерну Boeing по-прежнему приходится нести расходы: судебные иски, компенсацию семьям жертв катастрофы на Lion Air 29 октября 2018 года и Ethiopian Airlines 10 марта 2019 года, необходимость остановить производство машин и поддерживать их в рабочем состоянии и потерю заказов. Только индонезийская Garuda отказалась от поставок 50 машин, поэтому компании не поступят денежные средства в размере 4,9 миллиарда долларов.