Boeing готовит к передаче заказчикам заземленные B737 MAX8

Boeing принял несколько сотен человек на свой завод в Мозес-Лейк, штат Вашингтон. Их задача – подготовить припаркованные на стоянке MAX к передаче клиентам. Однако пока неизвестно, когда регуляторы позволят этим машинам летать с пассажирами.

Парковка самолетов в Мозес Лейк
Парковка самолетов в Мозес Лейк

Мозес-Лейк является одним из аэропортов, где были припаркованы 387 авиалайнеров B737 MAX в ожидании разрешения на их эксплуатацию. Большинство из них находятся в Мозес и на Келли-Филд в Сан-Антонио, штат Техас, другие — на Пейн-Филд в Эверетте и на Boeing-Филд в Сиэтле. Постепенно они должны быть перевезены в Сиэтл и Эверетт, где обычно проводится официальная сборка этих машин.

Boeing замедлил производство этих самолетов с 52 до 42 в месяц, и генеральный директор Деннис Муйленбург в конце июля признал, что, если сертификация будет продлена, завод в Рентоне может на некоторое время приостановить производство. Однако теперь дела явно ускорились, и хотя официальной информации нет, хотя известно, что некоторые перевозчики поставили эти машины в расписание с начала ноября 2019 года, то есть к началу зимнего сезона 2019/2020 годов в Северном полушарии.

В специальном заявлении Boeing объявил о временном увеличении занятости на предприятии в Мозес-Лейк. Должны быть приняты электрики, техники, специализирующиеся на авионике и авиационной механике. Процесс их трудоустройства начинается немедленно.
Официальная дата возвращения MAX в эксплуатацию — последний квартал 2019 года, после их глобального заземления 13 марта 2019 года. Раньше всех полеты запретил Китай – 10 марта, сразу после крушения авиалайнера Ethiopian Airlines. Европейская EASA сделала это 12 марта, а Федеральное авиационное агентство США (FAA) – на следующий день.

Однако весь процесс возвращения MAX в эксплуатацию не будет одновременным, тем более что его придется выполнять параллельно со сборкой машин прямо на производственной линии. Сам Boeing признает, что это может занять до года. Также известно, что каждому получателю этих машин будет назначена специальная команда сотрудников Boeing, а центр Paine Field будет работать круглосуточно и без выходных. В любом случае, эти команды уже связываются с клиентами, отвечая на все вопросы, в том числе касающиеся возобновления полетов 385 машин, уже полученных перевозчиками и находящихся в аэропортах по всему миру.

Но до для сертификации B737 MAX, которые теперь должны рассматриваться регулирующими органами как совершенно новые машины, будет проводиться инспекция всех ключевых элементов и решений, а не только изменений в программном обеспечении.

Между тем, сам Boeing обратился к авиакомпаниям, чтобы особенно тщательно обслуживать датчики скорости, расположенные по обеим сторонам кабины. «Сервисные группы для этих устройств должны быть особенно осторожны, чтобы во время инспекций не повредить датчики, которые являются очень чувствительными устройствами», – цитирует его журнал Seattle Times Boeing. В то же время, примечание по обслуживанию относится не только к MAX, но и ко всем машинам Boeing. Аналогичное предупреждение было также сделано FAA, которое в то же время предполагает, что неисправность этих датчиков была прямой причиной катастроф самолетов Lion Air 29 октября 2018 года и Ethiopian Airlines 10 марта 2019 года. В обоих инцидентах тогда погибло  346 пассажиров и членов экипажа.

FAA также объявляет, что эта рекомендация не является результатом каких-либо новых выводов, а является обычной процедурой, рекомендованной для перевозчиков, которые должны пересмотреть все процессы, связанные с обслуживанием этих устройств. Такие рекомендации обычно выдаются FAA, когда возникают какие-либо сбои или нарушения работы приборов во время полетов. Очевидно, что авиационное агентство США стало более осторожным, чем в прошлом.

Сам Boeing также гораздо осторожнее. Известно, что в кабине уже будет стандартом лампа, которая начнет мигать, когда показания обоих датчиков не идентичны. Эта лампа не работала при обеих авариях MAX, когда показания поступали только от одного датчика. Второй был включен в следующем рейсе машины.

Андрей Бочкарев