Стивен Удвар Хази, президент одной из крупнейших лизинговых компаний Air Lease Corporation, считает, что концерну Boeing следует отказаться от названия 737 MAX и вернуться к цифровым обозначениям конкретных моделей: 737-8 и 737-9. По его мнению, название MAX вызывает негативные ассоциации на рынке.
В настоящее время проводится повторная сертификация B737 MAX, и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) намеревается восстановить летную годность MAX до конца этого года, т.е. примерно через 20 месяцев после крушения Ethiopian Airlines 10 марта 2019 года. Канадские и европейские агентства, готовящие собственную сертификацию, не торопятся, хотя их пилоты уже выполнили сертификационные полеты.
“Я надеюсь, что Boeing очень скоро избавится от этого названия”, – сказал Стивен Удвар Хази в интервью для СМИ. Глава ALC считает, что для этих машин после очередной сертификации в мире будет огромный рынок, и он судит об этом по огромной популярности B737NG, который предстояло заменить на MAX. А новую модель машин среднего класса от Boeing можно ожидать только после 2030 года.
“Но дело в том, что название MAX всегда будет ассоциироваться с трагическими катастрофами Ethiopian и Lion Air. Я сказал генеральному директору Boeing Дэйву Калхуну, что имя MAX нам сейчас не нужно, даже вредно”, – сказал Удвар Хази. “Я ему объяснил, что для Boeing это не преимущество. Это бремя. В обычных документах MAX отображается как 737-9, и так и должно оставаться. Я прекрасно понимаю, что для Boeing очень сложно избавиться от этого имени. Но оставлять это смысла нет”, – добавил он.
Кстати, глава ALC напомнил, что Boeing назвал свой B787 Dreamliner, а на рынке почти никто не использует это поэтическое название, только цифровое обозначение B787. Отвечая на вопрос журналистов о прогнозах восстановления MAX для полетов с пассажирами, Стивен Удвар Хази сказал: “Надеюсь, что если все будет хорошо, мы получим сертификат FAA в конце этого года. Но я ничего не могу обещать. Решение принимать не мне”. Он также подчеркнул, что многое зависит от того, захотят ли иностранные регуляторы вносить какие-либо изменения в эти машины. Тогда возвращение MAX будет перенесено на январь-февраль 2021 года.
В конце июня 2020 года Air Lease Corporation предложила 15 самолетов MAX и 88 самолетов Boeing 737 NG. Кроме того, у него есть 121 заказанный в Сиэтле MAX.
Однако не все эксперты разделяют мнение главы ALC. В настоящее время уже имеется достаточное количество заказов на MAX от авиакомпаний и учитывая их эффективность, вряд ли какая-либо из них снимет свои заказы из-за названия. Из-за пандемии и снижения спроса на пассажирские перевозки новых заказов ожидать не приходится. Кроме того, изменение названия редко приводит к улучшению ситуации. Примером может служить злополучный Sukchoi Super Jet -100, который после трагической аварии в мае прошлого года стал называться просто Super Jet -100. Удачи это ему так и не принесло — число отмененных контрактов от самолета по-прежнему выше числа заказов.
Андрей Бочкарев