Boeing 737 MAX и SSJ-100 – кому доверяют больше?

Банк Barclays провел опрос среди пассажиров относительно их опасений перед полетами на Boeing 737 MAX. Его результаты побудили банк понизить рейтинг акций американского производителя.
Только 19 процентов опрошенных респондентов банка Barclays, заявили, что они будут чувствовать себя комфортно в Boeing 737 MAX вскоре после возвращения этих самолетов в строй. Еще целых 21 проц. респондентов призналось, что никогда не будут чувствовать себя комфортно, путешествуя на борту MAX, говорится в циркуляре банка, распространенном во вторник среди инвесторов. 20 процентов из числа опрошенных заявило, что подождет несколько месяцев, прежде чем решит отправиться в полет на  борту последней модели американского производителя. 23 проц. респондентов планируют воздерживаться от полетов на 737 MAX более года.

В опросе приняло участие почти 1800 человек из Северной Америки и Европы, которые заявили, что путешествуют на самолете не реже одного раза в год.

Boeing восстанавливает доверие

Американский производитель осознает, что в дополнение к решению проблемы, которая привела к двум авиакатастрофам Boeing 737 MAX, он также должен восстановить доверие пассажиров.

«Мы знаем, что должны приложить усилия, чтобы снова завоевать доверие наших клиентов, в частности общественного мнения пассажиров», – заявил в прошлом месяце президент Boeing Денис Муйленбург на конференции с инвесторами.

На данный момент заказанные результаты опроса были для Barclays предпосылкой понизить рейтинг Boeing с высокого уровня до умеренного. Изменение рейтинга привело к падению цены на акции производителя — во время торговой сессии вторника в полдень цена акций чикагской компании упала на 4 проц.

Кто боится летать MAX?

Результаты исследований показывают, что в поисках поклонников бренда Boeing следует обратиться к тем, кто часто путешествует по воздуху, так как это сопровождается меньшим страхом возвращения в новейший Boeing 737. Опрос также показал, что большую уверенность в MAX проявляют пассажиры из Северной Америки, чем пассажиры из Европы.

«В Северной Америке почти 40 процентов человек, которые летали шесть или более раз в год, ответили, что они будут готовы путешествовать по Максу сразу же после возвращения этих самолетов в строй, по сравнению только с 17 процентами люди, путешествующих раз в год», – говорится в отчете Barclays. Хотя понятно, что здесь большую роль играет фактор страха перед полетами у тех кто летает очень редко и это мало зависит от модели самолета.

Для авиакомпаний проблема заключается в том, что все больше пассажиров обращают внимание на самолет, на котором они полетят. Раньше пассажиры, которые заказывали билет в первую очередь, обращали внимание на его цену и время полета. После второй катастрофы Boeing 737 MAX, путешественники обращались в социальных сетях с вопросом о том, стоит ли им лететь этим самолетом, хотя их эксплуатация уже была приостановлена. Kayak, популярный сайт для бронирования билетов, ввел опцию фильтрации поиска сообщений по модели самолета.

Многие отраслевые эксперты, однако, считают, что страх пассажиров перед полетом на МАХ в сфере деклараций и не приведет к конкретному выбору при покупке билета. Роберт Манн, нью-йоркский авиационный консультант в беседе с Chicago Tribune, отметил, что пассажиры не стали отказываться от рейсов на борту лайнеров  Boeing 787 Dreamliners после того, как их полеты отложили  в 2013 году из-за перегретых батарей или McDonnell Douglas DC-10 после того как  их эксплуатация была временно приостановлена в 1979 году.

«Большинство пассажиров не знают, на чем они полетят, и им это все равно, лишь бы купить билет по низкой цене», – заключает Манн.

Интересно отметить, что ситуация с SukhoiSuperJet-100 отличается радикально. Приостановка их эксплуатации наступила под активным (в виде протестов) и пассивном (отказами от полетов) нажимом пассажиров, а не по инициативе авиакомпаний или регулирующих органов.

При этом, как отмечают эксперты портала demo.aviav.ru, в социальных сетях более половины участников объявили о том, что доверяют SSJ-100 больше, чем МАХ, но при этом от полетов также отказалось более половины пассажиров российского самолета. Выходит, что часть декларирующих приверженность к отечественному производителю просто лукавят, если исключить их из числа участников пропагандистской кампании со стороны заинтересованных лиц. Грубо говоря – из числа ботов.

Из вышесказанного можно сделать вывод – американскому концерну выйти из кризиса будет тяжело, но куда проще, чем российскому производителю, тем более выпускающему единственную модель. На ней уже можно ставить крест.

Андрей Бочкарев