Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

Выбор места для технической остановки во время длительного перелета всегда является важным элементом планирования. Основные краеугольные моменты включают разработку маршрута полета, учет длительности перелета, доступность топлива, информацию о взлетно-посадочной полосе, аэропорте и возможности наземного обслуживания. На выбор места также может повлиять тип перелета, размер частного самолета и требования к вспомогательным услугам, например, к наличию бортового питания и стыковке с другими авиаперевозчиками для замены экипажа.

Ниже приведен обзор самых популярных мест для совершения технических остановок и того, что вам необходимо знать:

  1. Технические остановки частных самолетов: базовые понятия

Входит ли техническая остановка в конкретном месте в ваш план полета? Каковы часы работы выбранного аэропорта и действует ли там запрет на полеты в определенные часы? Могут ли погодные условия стать проблемой, какова длина взлетно-посадочной полосы и в целом насколько развита инфраструктура воздушной гавани? Аэропорт влета работает в круглосуточном режиме или есть часы стандартной и сверхурочной работы? В каком режиме проходить таможенную, миграционную и карантинную проверку и есть ли возможность пополнить запасы топлива? Вот лишь ряд вопросов, на которые авиаперевозчик должен ответить до того, как принимать решение о технической посадке.  В идеале вам понадобится, по крайней мере, адекватный уровень услуг и наземного обслуживания, в числе которых сервис пожаротушения, заправки топлива, водоснабжения и ассенизации, агрегат наземного питания, таможенная, миграционная и карантинная служба, а также возможность пополнить запасы бортового питания. Кроме того, необходимо принимать во внимание аэропортовые слоты, необходимость получать предварительные разрешения на посадку и вылет, а в некоторых случаях – наличие технической поддержки и коммерческих услуг авиакомпаний по смене членов экипажа. Не забудьте учесть визовые требования к пассажирам и членам лётной команды, а также наличие свободных мест в отелях, если вам предстоит посадка с ночевкой.

  1. Наиболее популярные аэропорты мира для технических остановок частных самолетов

Во всех регионах мира есть целый ряд наиболее удобных мест для совершения технической посадки, и перечисленные ниже локации являются лишь частью наиболее популярных из них. Пожалуй, к наиболее востребованным можно отнести ирландский аэропорт Шаннон (EINN), американский Бангор (KBGR), канадский Гандер (CYQX), Анкоридж (PANC) на Аляске, гавайский аэропорт Гонолулу (PHNL), дубайский аэропорт Аль-Мактум (OMDW), первый международный аэропорт Сингапура Селетар (WSSL), воздушную гавань Новосибирска Толмачёво (UNNT), еще один российской аэропорт Елизово (UHPP), расположенный на Камчатке, аэропорт в Афинах (LGAV), португальский Санта-Мария (LPAZ) на Азорских островах и крупнейший аэропорт Мальдивских островов имени Ибрагима Насира в городе Мале (VRMM).

Все перечисленные воздушные гавани являются аэропортами влета, и все, за исключением LPAZ работают в круглосуточном режиме. Однако по предварительной договоренности упомянутый аэропорт LPAZ  также может принимать рейсы в сверхурочные часы. В каждой воздушной гавани доступен полномасштабный спектр авиационных услуг (по предварительной заявке), везде можно сменить экипаж, а рядом с терминалами есть отели для отдыха на время технической посадки.

  1. Альтернативные точки для технической посадки частного самолета

Если наиболее популярные направления для технической остановки недоступны по погодным или другим соображениям, рассмотрите альтернативные воздушные гавани:

  • вместо EINN рассмотрите аэропорт Дублина (EIDW) или Исландии, например, Кеблавик (BIKF);
  • вместо KBGR можно приземлиться в воздушной гавани Потрленда (KPWM);
  • хорошей альтернативой аэропорту CYQX могут стать Стивенвилл (CYJT), Сент-Джонс (CYYT) или даже База вооруженных сил Канады Гуз-Бэй (CYYR);
  • PANC можно заменить на Фэрбанкс (PAFA);
  • популярной альтернативой PHNL можно назвать аэропорт Кахулуи на острове Мауи (PHOG);
  • вместо OMDW можно использовать международный аэропорт Дубай (OMDB) или Маскат (OOMS) в Омане;
  • дублер VRMM – аэропорт на другом мальдивском острове Ган (VRMG) или Международный аэропорт Бандаранаайк (VCBI) на Шри-Ланке;
  • в качестве альтернативы WSSL рассмотрите основной аэропорт Сингапура Чанги (WSSS) или воздушную гавань Куала-Лумпура (WMSA);
  • вместо LGAV можно приземлиться в аэропорту Салоников «Македония» (LGTS) или в международной воздушной гавани города Пафос (LCPH);
  • для замены международного аэропорта имени Амилкара Кабрала (GVAC) на острове Кабо-Верде стоит рассмотреть аэропорт Леопольда Седара Сенгора (GOOY) в Дакаре или аэропорт канарского города Лас-Пальмас (GCLP) на острове Гран-Канария;
  • вместо LPAZ можно воспользоваться аэропортом Понта-Делгада (LPPD), но в этом случае необходимо учитывать временной период запрета полетов, действующий здесь;
  • в качестве альтернативы новосибирскому аэропорту UNNT можно рассматривать воздушные ворота Екатеринбурга (USSS), расположенные в 1340 км друг от друга.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

  1. Особенности альтернативных пунктов технической остановки

Выбор наиболее выгодной альтернативы для совершения технической посадки всегда является важным элементом планирования. Факторы, влияющие на окончательный выбор, могут изменяться в зависимости от фактического маршрута полета, погоды и индивидуальных предпочтений авиаперевозчика. Иногда альтернативные аэропорты могут находиться в стране, отличной от запланированного места назначения. В этом случае вам придется предусмотреть получение разрешения на посадку, слоты аэропорта, возможность въехать на территорию «только по предварительному разрешению» и визовые требования к членам экипажа и пассажирам частного самолета.

  1. Визовые требования

Многие регионы, на въезд в которые обычно требуется виза, такие как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), могут отказаться от визовых требований, если вы просто совершаете техническую остановку, и ни один из пассажиров или членов экипажа не планирует высаживаться на территории этой страны. Но правила варьируются. Например, Россия не требует от иностранных членов лётной команды и пассажиров получать визы для совершения технической посадки, если никто не прилетает в страну и не покидает борт частного самолета. Канада к большей части  рейсов с техническими остановками тоже не предъявляет визовых требований, однако представители ряда национальностей (государств) обязаны получить визу, даже если воздушное судно совершает краткосрочную посадку. США напротив, обязывает получать визы всех, кто находится на борту, за исключением граждан Канады. Помните, что некоторые страны имеют соглашения о необходимости получать въездные визы до непосредственного прилета в страну. Если вы приедете без соответствующей визы, то можете быть оштрафованы, задержаны или депортированы.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

  1. Таможенные, миграционные и карантинные правила

К международным рейсам, совершающим технические остановки, могут не предъявляться требования о необходимости пройти таможенную и миграционную очистку. Некоторые страны не требуют заполнять соответствующую документацию, если во время посадки никто не покидает воздушное судно. В других странах не обязательно оформлять визы пассажирам и членам экипажа при условии, что никто не покидает борт частного самолета или зону безопасности аэропорта. С другой стороны, в ряде крупных аэропортов внедрена экспресс-система прохождения таможенной, миграционной и карантинной проверки, а также ведется досмотр багажа с помощью технических средств для всех международных рейсов, совершающих техническую остановку. Лучше всего заранее уточнить визовые, таможенные и миграционные требования.

Выводы

Все аспекты технологических посадок и остановок необходимо обсудить заранее со службой поддержки авиаперевозчика или чартерного оператора. Выделите достаточно времени на получение всех необходимых разрешений, бронирования аэропортового слота и всех услуг, которые потребуются вашему частному самолету. Принимайте во внимание время работы аэропорта, таможенной и миграционной службы, топливозаправщика, а также периоды комендантского часа, когда запрещены все полеты. Всегда имейте контактные данные службы наземного обслуживания, авиадиспетчеров и поставщика топлива – на всякий случай.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

Во второй части статьи будут рассмотрены аэропортовые слоты, разрешения и прочее документальное оформление, необходимое при совершении международным рейсом технической остановки. Если вы упустите из виду хоть один из перечисленных ниже пунктов, это может привести к задержке рейса, штрафу или вовсе к невозможности совершить техническую посадку.

Ниже приведен обзор того, что вам нужно знать:

  1. Разрешения

Для совершения технологической остановки любому международному рейсу может потребоваться заранее получить разрешение – все будет зависеть от страны, типа перелета (чартерного, некоммерческого или рейса частного самолета) и того факта, планируют ли пассажиры и члены экипажа покидать борт судна во время посадки. К чартерным рейсам предъявляются самые жесткие требования. Например, в аэропортах Мале (VRMM), Новосибирска (UNNT), Аль-Мактум (OMDW) и Кабо-Верде (GVAC) частным самолетам и чартерным перевозчикам необходимо получить разрешение. В случае с сингапурским аэропортом Селетар (WSSL) разрешения необходимы только для чартерных рейсов. В других воздушных гаванях, таких как Шаннон (EINN), чартерные рейсы не обязаны запрашивать разрешения на посадку, если планируют совершить техническую остановку, однако если лайнер целенаправленно летит в Ирландию или в случае, когда пассажиры и члены экипажа планируют покидать борт воздушного судна, заблаговременное получение разрешения необходимо. Всегда все требования стоит проверять и уточнять заранее, а также рассматривать альтернативные планы полета на случай непредвиденных обстоятельств. Вы можете приземлиться в аэропорту и без разрешения на запланированную техническую остановку, но если возникнет механическая проблема, и вам нужно остаться на ночь, могут потребоваться разрешения.

  1. Время выдачи разрешения и документация

Каждая страна устанавливает свои собственные правила и временные рамки на выдачу разрешений. Некоторые аэропорты отводят себе больше времени на рассмотрение и подготовку, нежели другие. Например, разрешение на совершение технической остановки в Индонезии может потребовать уведомления за пять рабочих дней, в то время как в аэропорту Куала-Лумпура (WMSA) разрешение можно получить намного быстрей. В случае чартерных рейсов это время может быть незначительно увеличено. Лучше всего выделить от трех до пяти рабочих дней на получение официальных разрешений там, где они требуются, при условии, что все требования к пакету предоставляемой документации будут вами соблюдены.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

  1. Срок действия разрешений и документации

Срок действия разрешения зависит от страны. Лучше всего, при возможности, просить 72-часовое «окно» – это может пригодиться при изменении расписания или при технической задержке вылета. В некоторых странах сроки действия гораздо более жесткие, чем в других. Свяжитесь со сторонним консультантом, чтобы определить перечень документов для получения разрешения, а также рассмотреть варианты и процедуру возможного пересмотра. Таким образом, если случится задержка вылета, вы будете знать, кто, когда и в каком порядке должен предоставить разрешение на пересмотр. Стандартный пакет документации для большинства разрешений включает сертификаты летной годности и регистрации, страховой полис, действующий по всему миру, сертификат воздушного судна по шуму, лицензии на радиооборудование, удостоверения и сертификаты членов лётного экипажа, а также их медицинские страховки. В большинстве случаев страны, которые требует предоставлять пригласительные письма от принимающей стороны, не предъявляют подобных требований к частным самолетам, совершающим техническую остановку.

  1. Уведомление за короткий срок

Если вы столкнулись с необходимостью получить разрешение на посадку или перелет по воздушному пространству страны в короткий срок, полезно, чтобы сторонний специалист, занимающийся юридическим оформлением въездных документов, имел актуальную информацию об экипаже и пассажирах вашего рейса.  Это позволит эксперту немедленно отправить запрос и избежать ненужных проволочек. Именно поэтому крайне важно держать провайдера сопутствующих услуг в курсе изменений, которые касаются частного самолета или экипажа.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

  1. Разрешения на пролет

Разрешение на пролет по воздушному пространству другого государства требуется в большинстве стран мира, поэтому позаботьтесь о соответствующих документах как минимум за 3-5 рабочих дней. Важно подтвердить все требования, связанные с получением разрешения на пролет, задолго до дня авиаоперации. В последнее время все больше стран требуют дополнительной и уточняющей информации для выдачи подобного разрешения. Например, Управление гражданской авиации Турции теперь хочет видеть всю документацию на частный самолет со всеми запросами на пролет. Ранее эта документация требовалась только для разрешения на посадку.

  1. Рассмотрите запасной вариант страны пролета

В некоторых случаях стоит заранее получить разрешение на пролет по другой территории, чтобы у вас были возможности сменить маршрут и сократить общее время полета. Например, при перелете из Анкориджа (PANC) в токийский аэропорт Нарита (RJAA) есть два доступных маршрута: один включает перегруженные воздушные трассы России, а второй позволяет избежать воздушного пространства РФ. Если направление ветра благоприятствует, то стоит выбрать маршрут через Россию. Однако точное направление ветра будет неизвестно вплоть до дня полета. Стандартная операционная процедура заключается в том, что разрешение на пролет частного самолета через Россию доступно в качестве резервной альтернативы на случай, если возникнет такая необходимость.

Бизнес авиация: выбор места для технической остановки

  1. Аэропортовые слоты и документ «Только по предварительному разрешению»

Имейте в виду, что аэропортовые слоты и документ «Только по предварительному разрешению» могут потребоваться для технических остановок, особенно во время пиковых авиационных часов и / или во время крупных событий местного масштаба. Например, в аэропортах OMDW и VRMM требуются слоты для всех прибытий / вылетов. Учтите, что выбор доступных слотов будет сокращаться по мере приближения к дате непосредственного полета. Если вы будете вынуждены уведомить о технической посадке за короткий срок, то можете не получить тот временной слот, на который рассчитываете. Это может потребовать изменения расписания, принятия неудобного слота или смены аэропорта для технической посадки. В некоторых местах требуется оформить документ «Только по предварительному разрешению» для всех прибытий  / вылетов, а для получения вышеупомянутого документа требуется определенное время. Например, иногда получение этого документа может занять около 24 часов. Лучше всего заранее подтвердить все требования к слоту и пакету документов.

Вывод

Уточните все детали, прежде чем отправляться в путь, и попытайтесь просчитать все потенциальные проблемы, которые могут возникнуть и спровоцировать задержку или аннулирование рейса. Каковы требования к разрешению на посадку частного самолета, к аэропортовым слотам и срокам получения документов в месте технической остановки? Каждый пункт назначения имеет свои требования к документации и времени уведомления. Опирайтесь на официальную информацию и изучите все аспекты задолго до запланированной поездки.

Шошина Ольга