ATR72600 тайваньской авиакомпании FAT

Банкротство старейшей в Азии авиакомпании и таинственное исчезновениие ее главы

В пятницу (13 декабря) авиакомпания Far Eastern Air Transport (FAT) из Тайваня прекратила свою деятельность. Когда-то это был самый мощный перевозчик на внутреннем рынке острова, и вот уже более десяти лет он сталкивается со сложной финансовой ситуацией.

ATR72600 тайваньской авиакомпании FAT
ATR72600 тайваньской авиакомпании FAT

Первые подозрения, что авиакомпании только что прекратили свое существование, появились в четверг (12/12) утром, когда внезапно перестал работать сайт перевозчика. По общему признанию, представители авиакомпании утверждали, что это была только техническая проблема, требующая срочного ремонта серверов, но пассажиры и средства массовой информации помнили аналогичное событие, предшествующее банкротству другой авиакомпании из Тайваня, TransAsia в 2016 году. Слухи о скором прекращении деятельности перевозчика были подпитаны тем фактом, что президентом FAT является неуловимый Чжан Гэнгвэй.

«Сирота слишком слаба, чтобы взлететь в небо»

Первое подтверждение предположений о неизбежности судьбы авиакомпаний появилось из … Пекина. Представитель местной организации туристических офисов сообщил, что ему удалось связаться с неуловимым президентом, который должен был оставить записку «Сирота слишком слаба, подняться в небо». Вскоре после этого Лу Джиронг, официальный представитель авиакомпании, объявил, что из-за длительного ухудшающегося финансового положения авиакомпании и трудностей с получением средств для дальнейших операций FAT приостанавливает все операции с 13 декабря 2019 года.

Бренд с долгой историей, но низким признанием

Упадком перевозчика заканчивается 60 лет истории бренда Far Eastern Air Transport. Авиакомпания были основаны в 1957 году, первоначально как чартерный перевозчик, а с 1965 года также предлагает регулярные сообщения. В течение многих лет FAT была номером один на внутреннем рынке авиаперевозок в Тайване, а международные регулярные перевозки начались только в 1996 году.

Новый век стал периодом испытаний для перевозчика. С начала 2007 года авиакомпании перестали иметь дело с растущими ценами на топливо и новой конкуренцией на внутреннем рынке сообщений на Тайване с помощью высокоскоростных железнодорожных перевозок. В 2008 году они сначала потеряли свое членство в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) из-за задолженности, а затем в мае того же года обанкротилась.

Авиакомпания FAT вернулась к жизни в 2011 году, когда ее приобрел нынешний владелец и президент Чжан Ганвэй, магнат в строительной отрасли, который надеялся, что после реконструкции перевозчика он сможет продать его с выгодой для себя. Как оказалось, бренд FAT был недостаточно сильным, чтобы привлечь серьезных инвесторов. Вероятно, большую роль сыграла низкая узнаваемость бренда, которая наиболее известна на внутреннем рынке Тайваня. За рубежом авиакомпания оставались в центре внимания авиационных энтузиастов из-за того, что они были значительным эксплуатантом самолета McDonnell Douglas MD-80 с 90-х годов прошлого века, модели, которая имеет много поклонников среди любителей авиации.

FAT обвиняет Mad-Dog

Популярный самолет «Mad-Dog», или MD-80, который сделал авиакомпанию FAT привлекательными для любителей авиации, особенно из Японии, стал растущей проблемой для перевозчика. Техническое обслуживание парка этих машин, средний возраст которых составлял 24 года, стало настоящей проблемой, и тот факт, что эти самолеты часто отправлялись в ангары для ремонта, приводил к многочисленным отменам рейсов. Правительство Тайваня систематически налагало финансовые штрафы на FAT за отмену более 6 процентов рейсов с небольших островов, что усугубило финансовые трудности авиакомпаний. В последние годы не лучшее техническое состояние машин также привело к нескольким серьезным авиационным инцидентам.

В течение многих лет говорилось, что перевозчик будет обновлять флот, на чем настаивали власти страны. Недавно появлялась информация о том, что новый парк будет базироваться на Boeing 737-800, в других случаях были указаны аэробусы A320neo и Boeing 737 MAX 8. Наконец, авиакомпании удалось приобрести шесть турбовинтовых самолетов ATR72-600, которые обслуживали внутренние рейсы на более мелкие острова. Одна из этих машин с регистрацией B-28066, которая до 2017 года эксплуатировалась в скандинавских авиалиниях Jettime и SAS, а затем была передана авиакомпаниям FAT, получила новую раскраску в малярном цехе в аэропорту Быдгоща (Польша). Завершение поставок турбовинтового оборудования в августе этого года сопровождалось презентацией новой униформы для обслуживающего персонала и гарантией того, что перевозчик достиг высокой прибыльности.

Пробел на рынке сообщений

В конце операции флот FAT состоял из шести самолетов ATR72-600 и шести самолетов MD-80 (по три MD-82 каждый и с большей дальностью полета MD-83, которые использовались для международных сообщений). Самолеты использовались для обслуживания внутренних рейсов, а также в Китай, Японию, Южную Корею, Вьетнам и Камбоджу, в общей сложности 62 маршрута в 42 пункта назначения в регионе.

По данным тайваньского агентства CNA, из-за падения перевозчика сорваны планы более 3 тысяч пассажиров, в том числе оппозиционного кандидата в президенты Тайваня, который планировал встречу с избирателями на острове Цзиньмэнь в пятницу. У перевозчика также работало более 1000 сотрудников. Согласно местному законодательству, сведения об увольнениях в группах, в которых численность персонала превышает 200 человек, должны быть сообщены в Министерство труда за 60 дней. Поскольку президент Чжан не выполнил это обязательство, власти острова поместили его в список людей, которые не могут покинуть страну. Это усугубляет и без того сложное положение президента, который, по сообщениям СМИ, исчез и остается неуловимым в течение 2 недель.

Управление гражданской авиации Тайваня попросило Uni Air и Mandarin Airline в срочном порядке увеличить свои предложения по обслуживанию пассажиров FAT, особенно во время предстоящих выборов и китайских новогодних празднований. Вероятно, что предложение этих перевозчиков окажется недостаточным, и EVA Air и China Airlines также должны будут помочь предоставить большие машины на внутренние маршруты.

Андрей Бочкарев