2018 год войдет в историю как рекордный для авиакомпаний, которые, по данным IATA, впервые за всю историю гражданской авиации перевезли более 4,5 миллиарда пассажиров. К сожалению, не все рейсы закончились благополучно. В 16 авиационных происшествиях по состоянию 28 декабря 2018 года погибло 555 пассажиров. Это на 900 процентов больше, чем годом ранее, и худший результат с 2014 года, когда в результате авиационных происшествий погибло 692 человека.
Особо катастрофическим было начало прошлого года, когда только в авариях в России, Иране и Непале за первый квартал погибло 195 пассажиров. Для пассажиров рейса №703 «Саратовских авиалиний» шансов на спасение не было. По неизвестным причинам, вероятнее всего из-за обледенения, самолет упал на землю сразу после взлета из московского аэропорта Домодедово. Количество погибших составило 71. В течение двух дней марта спасатели искали обломки ATR 72 иранской авиакомпании Aseman Airlines, катастрофа которого, вероятно, была также вызвана обледенением. При этом в горах погибло 66 человек. Месяц спустя Bombardier Q400 американской авиакомпании Bangla, летевший из Дакки в Непал, потерпел крушение в международном аэропорту Трибуван. Из 71 человек, которые были на борту, выжили только 12.
Самым трагическим результатом года стала катастрофа самолета индонезийской авиалинии LionAir. Ее Boeing 737 MAX-8 упал в Яванское море 29 октября. В результате погибли все 189 пассажиров и членов экипажа. Только один человек из 113 находившихся на борту пережил катастрофу кубинского авиалайнера, которая произошла в аэропорту Хосе Марти в Гаване. Разбивались самолеты во время муссонных дождей (Xiamen Airlines в Маниле в августе 2018 года) или во время приземления в аэропортах с плохим управлением или из-за ошибок в обслуживании (катастрофа Gomair Air под управлением российских пилотов).
Также были риски несчастных случаев, таких как падение Airbus A380 австралийской компании Qantas во время рейса из Лос-Анджелеса в Мельбурн, который после входа в зону турбулентности в течение 10 секунд летел вниз «как утюг». Что интересно, турбулентность была вызвана спутным следом, оставленным за собой за 2 минуты перед тем другим сверхгигант, принадлежащий той же авиакомпании и вылетевший из Лос-Анджелеса в Сидней, все расстояния между машинами были учебниками, обе машины благополучно приземлились в портах назначения, хотя машина летевшая в Мельбурн прибыла туда с 30-минутной задержкой.
На одном двигателе
Серьезная угроза возникла, когда развалился один из двух двигателей на рейсе Boeing 737-700, принадлежащем американской Southwest Airlines. Машина смогла бы продолжить полет из нью-йоркского аэропорта La Guardia в Филадельфию, если кусок от детали двигателя не попал в иллюминатор салона. В результате произошла декомпрессия салона, один пассажир был смертельно ранен, 7 человек получили легкие травмы. Но с опытным пилотом Тамми Джо Шульцем машина, на борту которой было 131 человек, благополучно приземлилась с одним двигателем в аэропорту назначения.
Случаев посадки с поврежденным двигателем в 2018 году было больше. Такова была ситуация у испанского капитана Dreamliner Iberia, когда во время полета из Мадрида в Нью-Йорк над Атлантикой неожиданно отключился один двигатель Rolls Royce Trent 1000. Ситуация повторилась с Dreamliner польской авиакомпании LOT, который вылетел из мексиканского города Канкун в Варшаву и вынужден был приземлиться в Нью-Йорке.
Был даже случай, когда у самолета отключился не один двигатель, а оба. Это имело место с Брюссельскими авиалиниями A330, летевшими из Киншасы в Брюссель. После старта, когда самолет достиг крейсерской высоты, капитан получил сигнал о том, что левый двигатель выключился, поэтому он опустил машину до высоты 6000. Затем пилоты вернулись на высоту 10 000 метров и заметили, что перестал работать правый двигатель. Капитан повторил тот же маневр, двигатель снова запустился и снова выключился. Однако Airbus благополучно вернулся в Киншасу и вскоре двигатель снова запустился.
Лис Лелмс из Федерального авиационного управления США (FAA) говорит, что все эти аварии доказывают способность большинства современных авиалайнеров летать на одном двигателе.
В шаге от аварии
12 октября Boeing 737, принадлежащий Air India Express, при разгоне зацепил ограждение аэропорта, которое по неизвестным причинам не заметил капитан самолета, и вылетел в Дубай. Однако после трех часов полета диспетчеры вызвали его и повернули обратно в аэропорт в Мумбаи, откуда он вылетел. Никто из 130 пассажиров не пострадал, они были пересажены на другую машину. Пилоты были отстранены от полетов, так как власти не поверили в то, что они не заметили инцидента.
Индийский рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Авиационная отрасль этой страны испытывает катастрофическую нехватку диспетчеров и пилотов, особенно после введение ограниченного доступа иностранцев к рынку труда. В июле 2018 года едва не произошло столкновение двух Airbus 320, принадлежащих бюджетной авиакомпании IndiGo. Как сообщает The Economic Times of India, на борту обоих авиалайнеров находилось 328 пассажиров. В данном случае допустили ошибку диспетчеры, которые дали указание обоим капитанам изменить потолок полета, что могло привести к столкновению в воздухе. В итоге авиалайнеры благополучно разошлись на расстоянии 10 км. В свою очередь, пример высочайшего героизма был проявлен авиадиспетчером на индонезийском острове Сулавеси во время землетрясения, которое произошло там 28 сентября. Из аэропорта в Палу, главного города Сулавеси, вылетел самолет бюджетной авиакомпании BatikAir, на котором его коллеги в спешке покинули диспетчерскую, когда начались первые подземные толчки. 21-летний Антоний Агунг оставался на своем посту, стараясь отправить как можно больше рейсов. Как только машина BatikAir поднялась в воздух, почти в то же время рухнула башня и Агунг погиб в ее руинах.
Андрей Бочкарев