Итальянское правительство задумалось о возможности очередной раз закачать 300 миллионов евро в Alitalia и повторить попытку продать перевозчика. Lufthansa рассматривает возможность продажи акций государству. А крупнейшие американские авиакомпании — American, Delta, United и Southwest уже договорились с правительством о дофинансировании своей деятельности.
Белый дом очень быстро объявил о поддержке перевозчиков, позволив им удерживать у себя налоги и сборы с пассажиров. Т.е., фактически, предоставив налоговые льготы.
Пока что жертвами коронавируса являются два авиаперевозчика: британская региональная авиалиния Flybe и лучшая китайская Hainan Airlines, которая до недавнего времени летала в Будапешт. Правительство Пекина решило взять на себя проблемы обанкротившегося перевозчика и купить активы вместе с его владельцем Hainan Group Airlines. По словам Питера Норриса, президента Virgin Atlantic, только британской авиационной отрасли потребуется государственная поддержка в размере 9,2 млрд фунтов стерлингов.
Ситуация на рынке авиапассажиров с каждой минутой ухудшается. Еще один удар по европейской авиации был нанесен президентом США Дональдом Трампом. С понедельника, 16 марта, перевозчикам из Соединенного Королевства и Ирландии было запрещено летать в эту страну. С субботы, 14 марта, такой запрет уже распространялся на перевозчиков из Шенгенской зоны.
На рынке есть информация о последующих сокращениях и снятие с рейсов очередных самолетов в пустых аэропортах. Норвежский Air Shuttle ASA не скрывает, что находится на грани банкротства, и все документы с заявками на финансирование уже находятся на столе премьер-министра. По словам Майкла О’Лири, генерального директора Ryanair, крупнейшего конкурента в Норвегии, именно эта авиакомпания является наиболее вероятным кандидатом на банкротство. Ryanair уже получил выгоду от краха Flybe, поскольку оба перевозчика обслуживали несколько общих направлений, в которых теперь остались только ирландцы.
Генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор открыто говорит с правительством о помощи. Он намерен подать заявку на финансирование в Kreditanstalt fuer Wiederaufbau, банк, который специализируется на предоставлении кредитов компаниям, испытывающим финансовые трудности. Но также известно, что рассматривается возможность покупки правительством Германии доли в LH. Немецкий перевозчик не будет в этом году выплачивать дивиденды и ведет переговоры с лизинговыми компаниями в поисках денег и у него есть пространство для маневра, так как его собственности находится 86 процентов всего флота. Lufthansa также рекомендует авиакомпаниям, входящим в группу LH, Swiss, Austrian Airlines и Brussels Airlines, запросить денежную помощь у властей своих стран.
По мнению экспертов компании Cofrance Sarl, которые поровдили анализ трафика над Атлантикой, существующие ограничения на движение воздушных судов означают сокращение числа пассажиров, путешествующих по этим маршрутам, на 2 миллиона в месяц.
Во Франции, где государству принадлежит 14 процентов Air France, ее представитель в министерстве финансов заявил, что правительство будет использовать все возможные средства для поддержки этой компании, включая возможность рекапитализации. Но почти сразу после этого заявления министр финансов Бруно Ле Мэр сделал поправку, что прямая финансовая помощь еще не рассматривается. На данный момент авиакомпания делает все возможное, чтобы найти дополнительные средства. 13 процентов акций Air France принадлежат правительству Нидерландов.
По мнению аналитиков воздушного рынка Cofrance Sarl, текущие проблемы станут движущей силой консолидации на европейском рынке. Особенно учитывая ситуацию, что уже в 2019 году 35 процентов трафика на короткие расстояния принес убытки. Эта консолидация, может даже достичь “экстремальных размеров”. И основными игроками станут International Airlines Group (IAG, в которую входят British Airways, Iberia и Aer Lingus) и Ryanair Group (Air Malta, Ryanair, Laudamotion и Buzz).
Андрей Бочкарев