Сравнение диаметров двигателя GE9X и фюзеляжа Boeing 737

Авиадвигателю GE90 от GE Aviation исполнилось 25 лет

До недавнего времени на большинство широкофюзеляжных самолетов, предназначенных для дальних рейсов, устанавливалось четыре двигателя.   GE90 от GE Aviation, которому сейчас исполняется 25 лет, произвел революцию  в этой  тенденции.
Сравнение диаметров двигателя GE9X и фюзеляжа Boeing 737
Сравнение диаметров двигателя GE9X и фюзеляжа Boeing 737

Впервые представленный в начале 1990-х годов, этот культовый двигатель позволил большим авиалайнерам Boeing 777 использовать всего два двигателя, что снизило затраты на топливо и техническое обслуживание и изменило логистику, экономичность и эстетику авиаперелетов. Большинство поклонников авиации любят GE90 не только за его огромные размеры, но и за его уникальный звук. Некоторые энтузиасты авиации узнают его, как его говорили в одной развлекательной программе, “с первой ноты”.

GE90 был самым мощным авиадвигателем в мире до прошлого года, когда появился его преемник, GE9X. Несмотря на это, культовый агрегат продолжает  успешно эксплуатироваться и быть востребованным. В начале этого года налет всех двигателей превысил 100 миллионов.  А 17 ноября отмечена еще одна веха  –  прошло  25 лет после того, как он был введен в эксплуатацию под крылом первого Boeing 777-200ER (G-ZZZC), который был доставлен British Airways 11 ноября 1995 года.
Несмотря на появление своего преемника, GE90 еще не уходит на пенсию. На сегодняшний день GE поставила более 2800 двигателей GE90 в нескольких вариантах 70 операторам по всему миру. GE Aviation Capital Services также недавно получила первый заказ на грузовой вариант 777 от Kalitta Air.
GE90 также положил начало инновационной революции, проложившей путь для новейших, мощных и экономичных двигателей GE. “Все началось с этого двигателя”, – сказал Джим Эллиотт, главный инженер GE. “Он превзошел все ожидания и стал предметом зависти для всей отрасли”, – добавил Эллиотт.
Рекордная тяга была только началом, поскольку технологии, разработанные для GE90, в том числе компоненты, напечатанные на 3D-принтере, и лопасти вентилятора, сделанные из прочных, легких композитов и углеродного волокна, послужили трамплином для создания таких двигателей, как GEnx (для 787 и 747-8) и GE9X (для 777X). GE также известен своей элегантностью расширяющейся формы лопастей вентилятора, которая помогает двигателю эффективно захватывать воздух. Самолетами со знаменитыми  “девяностыми”  за последние 25 лет пролетели около 55,7 миллиарда миль (101,8 миллиарда км), что эквивалентно 300  полетам к Солнцу и обратно.
GE9X – преемник знаменитого GE90
Двигатели GE9X будут устанавливаться  на новое семейство B777X. Первые испытания новой горячей части двигателя уже завершились в 2017 году, а в 2018 и 2019 годах силовой агрегат прошел множество летных испытаний. Лопатки компрессора и турбины, а также направляющие “горячей” части двигателя GE9X выполнены из керамических композитов, способных работать при температуре 1315 градусов по Цельсию.
Это позволит  снизить расход топлива более чем на 10 процентов  по сравнению с GE90-115B, с теми же эксплуатационными расходами. Двигатели GE9X  диаметром 326 см останутся самой большой силовой установкой в ​​мире. Двигатель GE9X разработан для снижения удельного расхода топлива (SFC) на 10 процентов по сравнению с GE90-115B и на пять процентов более низкого уровня SFC по сравнению с любым другим двигателем в этом классе. Кроме того, двигатель будет работать с меньшими выбросами вредных веществ, чем любой другой двигатель этого класса.
Андрей Бочкарев