В связи с увеличением спроса на военные учебные самолеты, командование ВВС в 1937 году предложило фирме Airspeed Aviation Company Ltd построить новый учебный самолет, приспособленный для обучения экипажей самолетов-бомбардировщиков, а позже и стрелков.
Самолет, получивший обозначение Airspeed AS-10 Oxford, был разработан на базе небольшого пассажирского Airspeed Enwoy Mk III, который славился высокими пилотажными и эксплуатационными качествами. Первый опытный образец самолета совершил полет 19.06.1937 года и сразу подтвердил свои высокие качества для подготовки экипажей бомбардировщиков. С 1938 года началось его серийное производство, которое продолжалось до 1945 года.
Самолет был построен в следующих версиях:
– Mk.I – базовый вариант учебного самолета, оснащенный двигателем Cheetach X мощностью 375 л.с. Первые экземпляры пробной серии были доставлены в ВВС на рубеже 1937/1938 годов. Они были предназначены для обучения членов экипажей всех специальностей, но на практике его использовали для обучения навигации, бомбардировкам и пилотированию. Самолет был оснащен поворотной башней Armstrong Whitworth с одним пулеметом для обучения бортовых стрелков. Во время учебных полетов, кроме экипажа, на борт принималась группа, состоящая из инструктора и пяти учеников;
– Mk.II – с теми же двигателями, он поставлялся без стрелковой башни и использовался для обучения пилотов, штурманов и радистов (по другим данным это была просто версия с башней на крыше с пулеметом для обучения бортовых стрелков);
– Mk.III – версия с двигателем Armstrong-Siddeley Cheetah XV, адаптированная для обучения штурманов и радиотелеграфистов;
– Mk.IV – версия для тестирования двигателей De Havilland Gipsy Queen IV;
– Mk.V – версия с американскими двигателями Pratt Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л.с., выпускалась по заказу Канады в Англии и по лицензии в Канаде. Самолеты в этой версии использовались в RCAF и в родезийской авиации;
– T Mk.II – транспортная версия самолета Oxford Mk I Consul – версия гражданского пассажирского самолета (6 мест), который использовался в качестве пассажирского и даже делового.
Согласно некоторым источникам, в 1938-1945 годах было построено в общей сложности 8582 (по другим данным – 8751), из которых 6189 были Mk.I, 2136 – Mk.II и 257 – Mk.V. Кроме обучения Oxford использовались в качестве санитарного, оперативного и специального самолета, например, для измерения сигналов и радиолокационных станций. После начала Второй мировой войны самолеты этого типа получали авиационные школы из стран, входящих в Британское Содружество Наций (Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка), а также из Соединенных Штатов и Свободной Франции. После окончания Второй мировой войны Греция и Нидерланды также приобрели самолеты этого типа.
Андрей Бочкарев