Армения поможет россиянам добираться до Грузии в обход запретов

Правительство Армении отдает приоритет совершенствованию воздушного транспорта в стране. Но восстановление отечественной авиакомпании пока не планируется. Бюджетные европейские авиакомпании (включая Ryanair) хотят летать в Ереван, но они ставят определенные условия. Они касаются возможности снижения правительством авиационных налогов.
Слишком дорогие рейсы
«Ереван уже давно страдает от слабой сети воздушных сообщений. Полет в Армению намного дороже, чем в соседних странах. Одна из причин заключается в том, что высокие тарифы аэропорта в главном международном аэропорту страны, Ереван Звартноц, отпугивают авиакомпании», – признается глава комитета гражданской авиации страны Татевик Ревазян. Однако правительственная комиссия уже подготовила закон, который снизит налоги для авиакомпаний, начинающих новые рейсы в Ереван.

«У нас есть предложения от Ryanair и Wizz Air – если мы начнем соответствовать их критериям, они обещают начать рейсы в Армению», – сказала Ревазян на пресс-конференции. «Самое большое препятствие состоит в том, что в Армении высокие затраты, – призналась Ревазян. – Каждый пассажир, прибывающий в аэропорт или из аэропорта, облагается оплатой 10 000 драм (приблизительно 21 доллар США). Это не маленькие деньги». Если бы парламент принял новые правила, авиакомпании были бы готовы начать работу в Армении следующим летом.

Пресс-конференция состоялась 3 июля после заседания правительства, посвященного вопросам авиации, на котором премьер-министр Никола Пашинян объявил, что правительство уделяет приоритетное внимание улучшению ситуации с воздушным транспортом в стране.

А как насчет внутренних авиалиний?

Одной из основных проблем, связанных с авиацией, является создание национальной авиакомпании. В апреле Пашинян заявил, что правительство движется медленно на этом фронте, потому что «у него плохой опыт».

В 2013 году предыдущая отечественная авиакомпания «Армавиа», принадлежавшая олигарху Михаилу Багдасарову и обладающая 10-летним исключительным правом на внутренние и международные маршруты, объявила о банкротстве. «Сейчас у нас есть две армянские авиакомпании, но прежде чем мы дадим им статус отечественной авиакомпании, мы должны дать им время доказать, что это имеет смысл», – сказала Ревазян.

Обе авиакомпании очень малы: у «Армянских авиалиний» имеется всего два самолета, и она летает по одному маршруту Ереван-Тегеран; Авиакомпания «Армения» также имеет два самолета и имеет ограниченное расписание рейсов в пункты назначения в России и Израиле. Недавно она начала летать в московский аэропорт Внуково после запрета Россией полетов в Грузию.

В 2008 году правительство Армении начало реализацию плана по восстановлению нескольких региональных аэропортов внутри страны, но программа зашла в тупик, хотя и был достигнут незначительный прогресс. Также было запланировано открытие аэропорта Капан в южной провинции Сюник в Армении.

Возможность привлечь перевозчиков

Руководство Ревазяна недавно было подвергнуто критике. Эдмон Марукян, глава оппозиционной партии «Просвященная Армения», обрушился на правительство за медлительность, чтобы воспользоваться недавним запретом на российские рейсы в Грузию, предлагая российским туристам альтернативные маршруты через Армению.
«Я призываю главу комитета гражданской авиации и нашего гениального правительства предпринять быстрые шаги для решения этой проблемы», – заявил Марукян в своем видеообращении на Facebook в июне. «Если количество пассажиров, летящих в Гюмри [второй город Армении, ближе к Грузии, чем Ереван], не увеличится, я скажу что нужно сделать».
На пресс-конференции Ревазян раскритиковала Марукяна, в частности за то, что тот не знает об инициативах комитета, отметив, что в ответ на запрет России на полеты Georgian Airways также начала полеты из Еревана в Батуми.

Ревазян также сообщила, что ведет переговоры с российскими инвесторами, заинтересованными в создании в Армении завода по сборке самолетов, который мог бы обеспечить 1000 рабочих мест. Он также сказала, что правительство также пытается смягчить авиационные правила, такие как те, которые затрудняют эксплуатацию малых частных самолетов в стране, таких как Cessna.

Андрей Бочкарев