Аналитики Scope прогнозируют, что в следующем году европейские авиакомпании, более, чем в предыдущие годы, будут испытывать на себе влияние геополитических событий и других внешних факторов.
Ведущее место среди них занимает риск торговой войны, которая затронет европейские рынки как напрямую, так и косвенно, замедляя рост пассажирских и грузовых перевозок и ограничивая потребность в деловых поездках. Такие события будут особенно ощутимы на некоторых маршрутах, главным образом трансатлантические, где Scope прогнозирует усиление конкуренции со стороны американских перевозчиков, чему способствует снижение налогов, объявленное администрацией президента США Дональда Трампа. Все три крупнейших авиаперевозчика Америки, Delta, United и American Airlines, объявили о своих планах на 2019 год увеличить количество рейсов в Европу.
Последствия такого шага особенно остро ощутят те европейские перевозчики, которые традиционно сосредоточены на обслуживании трансатлантических рейсов, такие как Virgin Atlantic, British Airways или AF-KLM. Небольшие авиакомпании, такие как Norwegian или WOW Air, недавно объявили об отмене нескольких трансатлантических маршрутов.
С точки зрения интересов европейских авиакомпаний, все более ограничительное европейское законодательство также неблагоприятно в сочетании с растущими требованиями по полному присоединению авиационной отрасли к Европейской схеме торговли выбросами (ETS). Расширение географического охвата ETS также для полетов в и за пределы Европейской экономической зоны (EEA) или дальнейшее сокращение стандартов выбросов CO2 – возможные решения, которые вскоре будут навязаны авиационной отрасли. В то время как растущие расходы на выбросы CO2 будут перекладываться на пассажиров, новые правила еще больше увеличат давление, которое в настоящее время испытывают авиакомпании.
Маргинализация мелких перевозчиков
Эксперты Scope утверждают, что 2019 год станет еще одним годом продолжающейся консолидации отрасли. Рейтинговая организация считает, что для работы на высококонкурентном европейском рынке авиакомпании должны будут характеризоваться более широкими масштабами операций или расширенным географическим охватом, благодаря чему они смогут поддерживать эффект масштаба или диверсифицировать свою деятельность. Еще один шанс для авиакомпаний – занять прибыльную нишу на рынке, где они смогут поддерживать свои цены.
«Primera Air, VLM, немецкие и польские филиалы Small Planet, Azur Airlines, SkyWork и Cobalt – все эти перевозчики являются небольшими авиакомпаниями, которые прекратили свою деятельность в 2018 году. Их пример показывает, что более мелкие и менее диверсифицированные авиакомпании не могут экономить за счет масштаба, быстро сталкиваются с финансовыми трудностями в то время, когда расходы быстро растут, доставка самолетов задерживается или когда задержки в рейсах в многолюдных аэропортах приводят к необходимости выплаты компенсации пассажирам», – объясняется в докладе.
Scope считает, что консолидация отрасли будет в значительной степени пассивной, включая захват крупными авиакомпаниями рынков, слотов и самолетов у несостоятельных перевозчиков. Роль приобретения авиакомпаний, вероятно, будет разделена пятью крупнейшими авиационными группами в Европе: Lufthansa Group, Ryanair, easyJet, IAG и AF-KLM. По мнению авторов отчета в Центральной и Восточной Европе, Wizz Air является доминирующей группой авиакомпаний, которая в будущем может выйти на рынки Западной Европы. «Несмотря на неудачу для акционеров обанкротившихся авиакомпаний, в долгосрочной перспективе такая консолидация может улучшить общее экономическое состояние отрасли», – резюмируют аналитики.
Андрей Бочкарев