Аналитики предвидят трудный год для авиационной отрасли. Часть 1

Рейтинговое агентство Scope прогнозирует, что европейскую авиационную отрасль ожидает трудный 2019 год, который будет отмечен колебаниями на рынке цен на топливо, замедлением роста числа пассажиров и поглощениями мелких авиакомпаний более крупными игроками.
По мнению Себастьяна Занки, Вернера Штеблеина и Аззы Чамма, аналитиков Scope и авторов последнего доклада, на состояние авиационной отрасли в Европе в следующем году в значительной степени повлияет три положительных и три отрицательных фактора. Позитивными факторами является продолжение роста числа пассажиров, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы, что позитивно воспринимаются с точки зрения оставшихся на рынке перевозчиков, прогрессирующая консолидация авиационного сектора и более низкими шансами на дальнейшее снижение цен авиабилетов даже в бюджетных авиалиниях, что стабилизирует предел прибыльности.

К сожалению, на первый план выйдут сильные негативные факторы, в том числе ухудшение спроса и предложения (RPK против ASK), а также пере насыщенность воздушных маршрутов, нагрузка, которую несут авиакомпании в результате роста цен на топливо, а также другие расходы, сильно влияющие на прибыльность. Будет также выше, чем в предыдущие годы, чувствительность отрасли к геополитическим событиям, таким как торговые войны, объявленные администрацией президента Дональда Трампа. Кроме того, ожидается снижение налогов для американских компаний, которые уже конкурируют на европейском рынке, и начало обсуждения системы торговли выбросами CO2.
Естественный отбор по Дарвину в авиационной промышленности

Предстоящие трудные времена для европейской авиационной отрасли переживут консервативно финансируемые авиакомпании с диверсифицированными операционными моделями, такие как Lufthansa Group или другие крупные европейские авиационные группы, которые могут поддерживаться за счет эффекта своей масштабности и диверсификацией, а также бренда, хабов и сети сообщений. Это будет трудный год для небольших авиакомпаний, у которых недостаточно масштабный фундамент.

Перевозчики наверняка захотят перенести некоторые растущие траты, такие как расходы на топливо, зарплаты сотрудников или аэропортовые сборы, на пассажиров, однако, несмотря на эти усилия, в полученный предыдущие годы уровень задолженности (указанный в финансовой отчетности, как непогашенный долг) станет тем фактором, который угрожает существованию некоторых менее диверсифицированных авиакомпаний, поскольку это будет препятствовать росту и уменьшать маржу. В результате окажется неизбежной маргинализация небольших авиакомпаний, а также продолжающаяся волна консолидации, как убеждают аналитики Scope, добавляя, что сокращение фрагментации отрасли, а также сокращение чрезмерных предложений будет выгодно европейскому авиационному сектору вообще.

Основным вызовом для отрасли будет контроль затрат

Растущие расходы на основной бизнес могут стать решающим фактором для большинства авиакомпаний в следующем году. Перевозчики не смогут сразу передать все растущие расходы потребителям в виде более высоких цен на билеты, так как это снизит их конкурентоспособность на рынке. В этой ситуации в лучшем положении будут перевозчики с большими финансовыми резервами, позволяющими покрыть ими рост затрат. Более того, перед лицом растущей конкуренции авиакомпаниям может быть сложнее, чем раньше, увеличивать доходы от дополнительных услуг за счет таких мер, как повышение платы за багаж, распределение мест, приоритетная посадка на борт и т. д. Все это означает, что в 2019 году ожидаемая маржа у большинства европейских авиакомпаний сократится.

Важнейшим элементом структуры затрат будут оставаться цены на топливо, которые в случае европейских авиакомпаний, по подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), составляют от 15 до 35 процентов от общих операционные расходы. В ноябре этого года средняя цена авиационного топлива составила 85 долларов за баррель, что на 15 проц больше., чем в ноябре прошлого года. Специалисты Scope прогнозируют, что в следующем году цены на топливо останутся на высоком уровне в диапазоне 75–90 долларов за баррель, кроме того, следует учитывать сильные колебания цен, вызванные геополитической напряженностью в мире. Сочетание высоких цен на топливо с другими негативными факторами на рынке, такими как рост оплаты труда, забастовки пилотов или колебания обменных курсов местной валюты по отношению к доллару, может оказаться серьезной проблемой для прибыльности и финансовой устойчивости небольших авиакомпаний, а также авиакомпаний с высокой задолженностью перед кредиторами.

Рынок проверит увеличение предложения

Специалисты Scope прогнозируют, что в 2019 году замедлится темп роста авиаперевозок. Замедление будет связано с ростом цен на билеты, связанным с желанием переложить часть расходов авиакомпании на пассажиров, что происходит на европейском авиационном рынке, который уже достиг высокого уровня насыщения. Рост также может быть затруднен призраком торговой войны.

Снижение темпов роста воздушного транспорта является неблагоприятной новостью для авиакомпаний, которые в последние годы стремились использовать хорошие времена, позволяющие легко заполнять места в самолете, активно увеличивая предложение. Теперь, когда на горизонте появились тревожные признаки, авиакомпании сталкиваются с проблемой слишком большого предложения (ASK), которое растет быстрее, чем выручка (RPK), особенно в ситуации получения самолетов, заказанных во времена бума на рынке. Предложение (ASK), ведущее спрос (RPK), предвещает будущие проблемы многим европейским перевозчикам. Ситуация не улучшается за счет консолидации, происходящей на рынке, поскольку она в основном используется крупными перевозчиками, которые принимают потенциал обанкротившихся авиакомпаний, что не меняет положение других предприятий. Примером этого является разделение маршрутов airberlin между Lufthansa и easyJet.

IATA прогнозирует, что значительное замедление на рынке может занять два-три года, ссылаясь на ослабление позитивных деловых настроений, торговые войны и растущий протекционистский климат, а также на растущие финансовые ограничения многих правительств, вызванные высоким уровнем государственного долга. Похоже, что этим факторам наиболее подверженными станут самые агрессивные и самые быстрорастущие авиакомпании на европейском рынке, такие как Ryanair, Norwegian или Wizz Air, которые уже снизили свои собственные прогнозы по прибыли.

С точки зрения Scope, повышенный риск диспропорции в факторе спроса и предложения, а также более низкие коэффициенты использования предложений являются опасными, учитывая, какой дополнительный долг, особенно за счет оперативного лизинга, и авиакомпании в последние годы для расширения своего парка воздушных судов. С самыми высокими уровнями задолженности таких перевозчиков, как Icelandair, Norwegian, Virgin Atlantic, Jet2 и Vueling.

Андрей Бочкарев