All Nippon Airways (ANA), крупнейшая авиакомпания Японии, имеющая пятизвездочный рейтинг обслуживания в течение восьми лет подряд, вновь подчеркнула свою приверженность разнообразию и равенству, официально присоединившись к инициативе 25by2025, запущенной Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).
Японский перевозчик долгое время работал над продвижением разнообразия и дружелюбной атмосферы на рабочем месте. Усилия компании были отмечены Японской женской инновационной сетью (J-Win), японской организацией, продвигающей изменения в корпоративной культуре, направленной на гендерное равенство и признание потребностей женщин на рабочем месте, которая вознаградила усилия ANA в этом направлении, наградив авиакомпанию премией Advanced Achievement Award в 2018 и 2019
Ежегодные награды за разнообразие на рабочем месте, J-Win’s Diversity Awards присуждаются японским компаниям, которые активно повышают разнообразие и открытость. Кандидаты на награды оценивались на предмет их приверженности продвижению женщин на руководящие должности, процедур предоставления отпусков и возможностей карьерного роста для женщин. ANA получила высокие оценки во всех этих категориях, получая награды два года подряд.
“ANA признает вклад всех сотрудников и считает, что вовлечение женщин в процессы принятия решений на всех уровнях укрепляет всю компанию. Наши усилия по продвижению разнообразия и инклюзивности уже дали отличные результаты, но мы продолжим стремиться к дальнейшему улучшению карьерных возможностей для наших сотрудников-женщин. Мы гордимся тем, что получили признание J-Win, и надеемся, что сможем стать примером для всех японских компаний”, – сказал Наото Такада, вице-президент ANA.
Авиакомпания ANA также является членом Club Japan, элитной группы международных компаний, продвигающих роль женщин на рабочем месте. Помимо помощи женщинам на пути к руководящим должностям, ANA внедрила программы картирования контактов, которые призваны помочь сотрудникам продвигаться в рамках структуры компании, и открыла руководящие должности для работников, занятых неполный рабочий день.
30 ноября этого года ANA была первой японской авиакомпанией, которая официально присоединилась к инициативе IATA 25by2025, направленной на изменение ключевых стандартов разнообразия и инклюзивности в авиационной отрасли путем вовлечения авиакомпаний-участниц. Участники программы обязались увеличить число женщин на руководящих должностях в компаниях и в тех областях, где наблюдается преобладание мужчин. Правила предназначены для применения как в отношении работы в авиакомпаниях-участниках, так и в административных структурах IATA.
Текущие руководящие принципы призывают авиакомпании составлять ежегодные отчеты о разнообразии ключевых ролей и увеличивать выдвижение женщин на руководящие должности в рамках ИАТА как минимум до 25 проц. к 2025 году. В 2025 году как в структурах управления IATA, так и в авиакомпаниях, присоединившихся к инициативе, минимум 25 процентов управленческих постов должны достаться женщинам.
“В ANA полностью понимают принципы инициативы 25by2025”, – заявляют представители перевозчика. “Кампания 25by2025 посвящена разнообразию и инклюзивности, принципам, соответствующим основным ценностям ANA. Мы продолжим работать над увеличением разнообразия внутри нашей организации, поскольку это укрепляет всю компанию. Эта кампания – отличный пример того, как авиационная отрасль работает вместе на благо общества, поэтому для нас большая честь участвовать в ней”, – сказал Хитоми Ямамото, вице-президент ANA.
В авиационной отрасли женщины по-прежнему имеют меньшее влияние
Действия по равенству женщин особенно важны в период пандемии. Еще до ее вспышки авиационная промышленность боролась с очень сильным разрывом в занятости в пользу мужчин. Исследование, проведенное в августе 2019 года порталом FromAtoB, показало, что женщин в рядах летных экипажей слишком мало.
Женщины в качестве пилотов по-прежнему редки в таких авиакомпаниях, как Аэрофлот, Emirates, Qatar Airways, Finnair и Jetconnect. По количеству женщин, управляющих самолетами, лидируют США и Канада. В процентном отношении среди американских авиаперевозчиков у Hawaiian Air самая большая доля женщин, управляющих самолетами – 9,6 процента. Лидером печально известного рейтинга наименьшей доли рейтинга женщин за штурвалом самолетов является российская национальная авиакомпания Аэрофлот с результатом 1,4 процента. Как показывают результаты исследований, у этого перевозчика работает около 4,2 тысячи пилотов, из них всего 58 женщин.
Представители Аэрофлота говорят, что в основном филиале компании работают 62 женщины-авиатора, 48 из которых регулярно садятся за штурвал самолетов, а девять находятся в звании капитана. Остальные дамы работают инструкторами. Сигналы отрасли указывают на то, что пандемия только ухудшила ситуацию с равенством. Во многих случаях первыми увольняли сотрудников с наименьшим стажем работы. Поскольку на протяжении многих лет отрасль отдавала предпочтение мужчинам, а шансы женщин на получение опыта были более ограниченными, теперь женщины часто первыми прощались со своим рабочи местом.
В этой ситуации следует приветствовать подтверждение декларации о мерах по обеспечению равенства авиакомпаниями ANA, которая была сделана в трудный период для многих сотрудников-женщин. Также ценится то, что перевозчик – компания из Японии, страны, в которой во многих случаях укоренившиеся правила патриархата применяются к корпоративной культуре. Когда в декабре 2019 года была запущена инициатива 25by2025, заявили о своем присоединении к ней 59 авиакомпаний. Количество азиатских перевозчиков было намного меньше, ограничивалось шестью авиакомпаниями. Кроме ANA, другие континентальные авиакомпании, взявшие на себя обязательство в программе приняли участие Air India, Cathay Pacific, China Eastern, Japan Airlines и Singapore Airlines.
Большинство, а именно 36 авиакомпаний, присоединившихся к инициативе, являются членами ИАТА из Европы, хотя в список не вошли, среди прочего, Аэрофлот, Alitalia и PLL LOT.
Андрей Бочкарев