Airbus не в состоянии воспользоваться кризисом в Boeing

«Airbus не может воспользоваться кризисом имиджа Boeing, потому что и без этого у него полный портфель заказов. Я бы хотел, чтобы у нас были свободные мощности, и я мог бы продавать больше машин, но у нас даже нет двигателей», – сказал во вторник, 21 мая, в Тулузе вице-президент Airbus по продажам Кристиан Шерер на ежегодных «Днях инноваций».
Однако заместитель главы Airbus не стал увлекаться дискуссией о проблемах Boeing. Он только признал, что у Airbus совершенно другие отношения с регулятором воздушного движения EASA, чем с Boeing.
«В Европе EASA – это агентство, которое в первую очередь занимается безопасностью полетов, в то время как у Федерального авиационного агентства США (FAA) контакты с производителями и авиакомпаниями более сложные. Мы все время слышим «безопасность, надежность, безопасность». Без этого не может быть и речи о какой-либо сертификации машин», – дипломатично сказал Шерер.

«В случае с Airbus не может быть и речи о каких-либо договоренностях с правительством. С каким правительством? Мы – многонациональная компания», – добавил он.
Он также признал, что Airbus готовится выпустить более крупную машину, чем Airbus 321, но меньше, чем A350, соперника Dreamliner. К выпуску аналогичного продукта, который будет вписываться в тот же сегмент между 737 и B787, т.е. авиалайнеров с вместимостью 220-270 пассажиров, готовится Boeing.

«Мы к этому готовы, и борьба за место на рынке будет ожесточенной. В настоящее время эта программа у нас достаточно продвинута. И это дает вам возможность договариваться о ценах», – говорит Кристиан Шерер. Здесь есть за что бороться, поскольку рынок пассажирских самолетов в данном сегменте имеет стоимость 150 миллиардов долларов в год. Airbus сейчас находится в лучшем положении, потому что американцам сложно продвигать новую машину в ситуации, когда им приходится справляться с кризисом MAX.

В чем больше всего нуждается сегодня Airbus? «В производственных мощностях», – говорит Майкл Шоеллерхорн, новый вице-президент Airbus по операциям.

«Мы все еще проводим анализ, который покажет, сколько мы можем выжать из наших европейских заводов и как наши кооператоры могут увеличить поставки. Мы ведем переговоры с Bombardier о приобретении их завода в Белфасте», – сказал он. Пока там выпускается Airbus 220, который может принимать на борт 110-130 пассажиров. Также рассматривается возможность производства на заводе Airbus в Алабаме и повышения производительности на заводе Maribel недалеко от Монреаля.

Программа создания этих машин, которую Airbus купил у Bombardier в прошлом году, уже прошла сертификацию на китайском рынке и завершила работу над расширением их дальности на 600 километров. До сих пор она составляла 5,9 тысячи. км. Это, как и в случае с B737 MAX, значительно увеличит шансы авиакомпаний на открытие новых рейсов. Например, такие, как между Западной Европой и Ближним Востоком или Дальним Востоком и Австралией. Особенно между такими пунктами назначения, где нет массового спроса на перелеты, тем не менее есть пассажиры, желающие летать.

Кристиан Шерер также утверждал, что рынок пассажирских самолетов, который раньше зависел от экономических циклов, сейчас не демонстрирует таких тенденций. Тем не менее, в ситуации, когда мировой экономике угрожает торговая война, самому Airbus угрожают санкции США за субсидии (и те же санкции угрожают Boeing), и до сих пор неясно, каким будет в конечном итоге влияние Brexit, европейскому консорциуму необходимо сбалансировать спрос в определенных частях мира.

«Соединенные Штаты, Европа и, конечно же, Азия по-прежнему важны для нас. Сейчас мы планируем сделать больший акцент на Азии», – сказал он. В этом году европейская корпорация планирует поставки 880 машин для авиакомпаний и лизинговых компаний. Среди них больше не будет superjumbo A380. «Если что-то не продается, от этого нужно отказаться», – говорит Шерер.

Андрей Бочкарев