Инженеры Airbus провели первые полностью автоматические взлеты самолета A350-1000 в аэропорту Тулуза-Бланьяк с использованием системы распознавания изображений. Экипаж, состоящий из двух пилотов и трех инженеров по летным испытаниям, проверил работу инновационной системы 18 декабря прошлого года, выполнив 8 взлетов во время 4,5-часовых испытаний.
Во время тестов воздушное судно вело себя так, как предполагалось «После руления до ВПП, ожидая разрешения на запуск, мы включили автопилот. Мы переместили газ в положение взлета и наблюдали за реакцией самолета. Он начал рулить и автоматически ускоряться, придерживаясь центральной линии ВПП на скорости, установленной в системе. Нос самолета начал подниматься, что позволило ему принять правильный угол атаки для взлета. Через несколько секунд мы были в воздухе», – рассказывает летчик-испытатель Airbus капитан Янн Бофилс.
Вместо того, чтобы полагаться на системы посадки по приборам (ILS), то есть наземные технологии, которые годами использовались в аэропортах для пассажирских самолетов, экипаж A350-1000 во время автоматического взлета использовал систему распознавания изображений, установленную в самолете.
Подтверждение возможности самостоятельного старта является важной вехой в проекте Airbus ATTOL (Autonomous Taxi, Take-Off & Landing – Автономная рулежка, взлет и посадка), начатом в июне 2018 года. ATTOL – один из демонстраторов летных технологий, протестированных Airbus для понимания проблем, связанных с автоматизацией самолетов. Следующими этапами проекта станут испытания автономного руления и посадки, которые будут проведены к середине этого года.
Airbus не экспериментирует с авиационной автоматизацией как самоцелью, но исследует автономные технологии параллельно с инновациями в таких областях, как материаловедение, электрические двигатели и устройства связи. Таким образом, он может оценить возможность их использования на практике для решения ключевых проблем, с которыми авиация столкнется в ближайшем будущем, в том числе в областях управления воздушным движением, устранения нехватки пилотов и улучшения воздушных операций. В то же время Airbus использует эти возможности для дальнейшего повышения безопасности полетов, обеспечивая сохранение своего беспрецедентного уровня.
Использование автономных технологий для повышения эффективности полетов и летных характеристик самолетов не означает, что пилоты лишатся работы. Предполагается, что автономные технологии будут оказывать поддержку в их работе, позволяя меньше заниматься контролем за самолетом и уделять больше внимания принятию важных решений и управлению полетом.
Андрей Бочкарев