После почти 10 лет задержки и превышения бюджета более чем на 4 миллиарда евро, в тени пандемии, наносящей ущерб авиационной отрасли, в прошедшую субботу (31 октября) открылся аэропорт Берлин-Бранденбург. Путь к этому был долгим и тернистым.
Аэропорт Берлин-Бранденбург (BER), огромная территория в 1470 гектаров в регионе Шенефельд, к юго-востоку от Берлина, станет самым современным транспортным узлом, которого всегда не хватало столице Германии. Аэропорт обеспечит междугороднее сообщение с самыми отдаленными уголками мира.
Открытие стратегического аэропорта для немецкой столицы несколько раз откладывалось. Изначально предполагалось, что он откроется в 2012 году. Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта уже получил государственную помощь в размере 300 миллионов евро, хотя не обслужил ни одного пассажира. По этой причине многие уже называют Берлин-Бранденбург «проклятым» – строительство его было мучением, да и перспективы на будущее не очень хорошие. Теперь еще тень пандемии коронавируса нависла над новым портом.
Аэропорт с долгой историей
Планы по строительству центрального международного аэропорта в Берлине относятся ко времени объединения города. После падения Берлинской стены в 1989 году немецкие лидеры начали обсуждать проект строительства нового порта, который, по их мнению, помог бы сделать Берлин новым мировым центром. В то время в городе уже было три аэропорта — Тегель им. Отто Лилиенталя, Шенефельд и Темпельхоф, каждый из которых сыграл значительную роль в бурной послевоенной истории Берлина.
Tempelhof, расположенный недалеко от центра Берлина, закрылся почти ровно 12 лет назад, в 2008 году. Tegel закроется 8 ноября, через неделю после официального открытия BER. В 2017 году eDreams п “худшим в мире” аэропорт Шенефельд, который был закрыт 25 октября, а большая часть его инфраструктуры была интегрирована в новый объект BER в качестве нового Терминала 5.
Множественные задержки
Почему строительство нового аэропорта, официально названного аэропортом Берлин-Бранденбург им. Вилли Брандта, так затянулось? Официальное строительство началось в 2006 году. Приватизация проекта не увенчалась успехом, в результате чего управление аэропортом оставалось за федеральном правительстве Германии, земли Бранденбург и города Берлина. Стоимость предприятия оценивалась тогда в 2,83 миллиарда евро. Предполагалось, что это будет впечатляющее сооружение, рекламируемое как “самое современное” в Европе.
Однако продвижение вперед было задержано из-за множества технических проблем, которые еще больше увеличили стоимость порта. Первоначальная сумма оказалась весьма грубо недооцененной.
Полный спектр архитектурных, структурных и технических проблем был обнаружен в 2011 году, незадолго до официального открытия аэропорта, запланированного на июнь 2012 года. В конце 2011 года инспекторы зашли на строительную площадку для проверки систем сигнализации и безопасности. Неисправная конструкция системы противопожарной защиты с самого начала вызывала сомнения у специалистов. Также вскоре стало ясно, что существуют огромные проблемы с основными конструктивными элементами, такими как размеры эскалаторов, конструкции потолков и билетных касс.
Дата открытия была перенесена на 2014 год, а затем на 2016 год. Национальный аудит, проведенный в BER в 2016 году, показал, что удобство использования аэропорта составляет менее 57 проц. В конце концов, власти решили приостановить весь проект до завершения капитальной переделки. А когда расходы превысили уровень 7,3 млрд евро, дату открытия окончательно перенесли на 2020 год.
Критика
Аэропорт Берлин-Бранденбург строился на протяжении многих лет, что, в свою очередь, может вызвать сомнения в современности используемых технологий. Как пишет CNN Travel об архитектуре аэропорта, “использование дерева кажется неудачной попыткой добавить тепла объекту и больше относится к концепциям 1990-х годов, когда зарождались планы порта. Без зелени снаружи здание темное и напоминает коробку. Лифты и эскалаторы кажутся очень узкими, что говорит о том, что не все конструктивные недостатки были успешно устранены”.
Глава объекта, Энгельберт Лютке Далдруп, защищает аэропорт от нападок и критики. “У нас было достаточно времени на внедрение новейших технологий. Во многом на объекте проведена масштабная инфраструктурная реконструкция”, – комментирует он. И добавляет, что Берлин-Бранденбург в настоящее время, вероятно, является самым безопасным аэропортом в мире.
BER может обслуживать 40 миллионов пассажиров ежегодно в Терминалах 1, 5 и в будущем Терминале 2, который откроется весной 2021 года. Однако из-за пандемии порт ожидает всего около 11000 пассажиров в первый день эксплуатации 1 ноября и всего 24 тыс. – неделю спустя. Крупнейшими операторами в аэропорту будут национальный перевозчик Lufthansa и лоукостер easyJet.
С понедельника, 26 октября, поезда городской железной дороги линии S9 прибывают в расширенный порт на станции Airport BER-Terminal 1-2, а вторым конечным пунктом является Шпандау. Подключение аэропорта Берлин-Бранденбург к сети Deutsche Bahn и строительство новой станции обошлось в 675 миллионов евро. Для этого проложено 18,5 км путей для междугороднего и регионального сообщения и 8,6 км путей для железной дороги S-Banh.
Андрей Бочкарев