Аэропорт в столице Австрии

Аэропорт австрийской столицы делает ставку на лоукостеров и деловую авиацию

Венский аэропорт развивается в последние годы в основном за счет бюджетных авиакомпаний. Austrian Airlines, которая входит в группу Lufthansa, не оставила надежды на новые дальнемагистральные рейсы. Может ли отсутствие национального перевозчика, развивающего хаб в Вене, остановить развитие этого порта?

Аэропорт в столице Австрии
Аэропорт в столице Австрии

Этот год станет рекордным для крупнейшего австрийского аэропорта – будет обслужено более 31 миллиона пассажиров. Число динамично росло в течение нескольких лет, главным образом из-за увеличения предложения недорогих перевозчиков, рейсы которых в настоящее время составляют около 30 проц. всего трафика. Крупнейшим перевозчиком является авиакомпания Austrain Airlines, на долю которой приходится около 50 проц., а на всю группа Lufthansa, в состав которой входит австрийская авиакомпания, – 60.

«Пассажирские и грузовые перевозки замедляются, но авиация остается растущим сектором в долгосрочной перспективе. В условиях растущей конкуренции в аэропорту Вены, которая подпитывается Lufthansa Group с Austrian Airlines и Eurowings, а также Lauda, Wizz Air, Level и многими другими авиакомпаниями. Все они увеличили количество пассажиров. Мы ожидаем, что к концу 2019 года их будет около 31 миллиона», – сказал Джулиан Йегер, член правления Flughafen Wien AG, подводя итоги работы компании за три квартала этого года.

Увеличение благодаря низкой стоимости

Динамичное увеличение количества пассажиров в последние годы в австрийском аэропорту связано, прежде всего, с расходами. Первоначально руководство к ним было не особо благосклонно – оно опасалось их нестабильности и внезапных существенных изменений в предложениях. Такие опасения были частично оправданы.

«Вена нуждалась в бюджетных рейсах. После банкротства Air Berlin на рынке появился большой пробел, и единственными перевозчиками, которые могли его заполнить, были бюджетные авиакомпании. Они сделали это очень быстро. Несмотря на изменения на европейском рынке, количество мест, которые они предлагают, постоянно растет. В 2017-2018 годах эта динамика была очень высокой. Мы видим дальнейшие возможности развития, но динамика будет падать. Уровень предложения лоукостеров в 30 проц. не отличается от среднего для многих европейских аэропортов», – говорит Питер Клеманн, представитель венского аэропорта.

«В последние годы, после банкротства Air Berlin и Niki, Вена стала полем, вероятно, самой ожесточенной битвы между бюджетными авиакомпаниями. В столице появилась Австрии Wizz Air, открыли свои филиалы Ryanair и IAG (Lauda и Anisec, действующие под брендом LEVEL), а группа Lufthansa пытается удержать свои позиции как за счет создания бюджетного филиала Eurowings, так и за счет агрессивного снижения цен самой Austrian Airlines. Впечатляющее увеличение числа пассажиров связано с ценовой войной и даже демпингом. В краткосрочной перспективе пассажиры выиграют, но в ближайшие несколько лет неизбежна консолидация. В настоящее время в самом шатком положении находится Austrian, поскольку его пассажиры уходят к лоукостерам», – ослабление базового перевозчика нанесет ущерб аэропорту в долгосрочной перспективе, поскольку это приведет к снижению ранга хаба», – подчеркивают эксперты портала demo.aviav.ru.

Стратегия развития

Стратегия аэропорта Вены предполагает дальнейший рост пассажиропотока в ближайшие годы до максимума в 38 млн человек после строительства новой взлетно-посадочной полосы к 2030 году. Увеличение в ближайшие 2-3 года должно происходить главным образом за счет бюджетных авиакомпаний – здесь, однако, ожидается консолидация рынка и замедление роста. Вторым этапом должно стать развитие Austrian Airlinas с акцентом на соединение транспортных потоков со странами Центральной и Восточной Европы. Последним этапом станет расширение сети дальнемагистральных сообщений.

С точки зрения пассажиров и, наиболее интересным является борьба за пассажиров из региона. Венский аэропорт извлек выгоду из краха Adria Airways, которая обслуживала страны бывшей Югославии, в основном перевозив пассажиров в немецкие хабы Lufthansa. После ее банкротства многие пассажиры из Словении или Хорватии стали чаще путешествовать из или через Вену.

«Вена является привлекательным центром для пассажиров из Центральной и Восточной Европы и Балкан с точки зрения местоположения, хотя, конечно, перспективы зависят в основном от сети сообщений. Сняв с рейсов парк турбовинтовых Q400, Austrian Airlines может ограничить доступ к второстепенным и другим малым городам в регионе, которые находятся относительно близко, но не создают достаточного спроса на рейсы для Embraer 195 или более крупными и не имеют развитого железнодорожного сообщения (в основном для бывших стран Югославия). У авиакомпаний из соседних стран, безусловно, есть шанс побороться за этот рынок с точки зрения организации дальнемагистральных рейсов», – отмечают эксперты портала demo.aviav.ru.

Конкуренция с Мюнхеном

Весьма интересно, что венский аэропорт в числе своих крупнейших конкурентов упоминает в первую очередь Мюнхен, а также Цюрих. Оба порта являются центрами, из которых работают перевозчики, входящие в группу Lufthansa, а также Austrian Airlines.

Главное, что венский аэропорт хотел бы расширить предложение дальнемагистральных рейсов, но это сложно, поскольку в рамках группы Lufthansa пассажиры перевозятся главным образом через трансферные аэропорты Германии. Одна только Austrian Airlines не обладает такими большими возможностями для организации перевозок, что в долгосрочной перспективе не выгодно для порта.

Austrian Airlines – финансово самая слабая из традиционных авиакомпаний в группе Lufthansa, и попытки развить эту компанию до сих пор не были очень плодотворными. Внутренний рынок в Австрии относительно невелик, а Вена меньше, чем Франкфурт или Мюнхен. Кроме того, Мюнхен поглощает пассажиропоток из западной Австрии. Огромная конкуренция на коротких маршрутах ограничивает прибыльность Austrian Airlines, и Lufthansa давно подчеркивает, что это является препятствием для дальнейших инвестиций в этот бренд. Поэтому перевозчик попал в замкнутый круг – он должен сократить маржу, чтобы конкурировать с лоукостерами, что снижает его способность развивать дальний флот и косвенно обрекает Австрию на рынок «доставки» для Lufthansa.

Однако Вена является привлекательным туристическим и деловым направлением, поэтому можно ожидать новых неавстрийских маршрутов. В настоящее время Austrian располагает 42,2 процентами рынка в Вене по объему перевозок, в то время как доля Lufthansa в Мюнхене или Swiss в Цюрихе составляет почти 60 процентов.

Также стоит помнить, что железнодорожное сообщение в Австрии, а также между Австрией и Германией настолько хорошее, что пассажиры из Австрии могут ездить в Мюнхен на поезде, а не на самолете из Вены или одного из региональных аэропортов. На статистику аэропорта Вены это может оказать негативное влияние, но это благоприятно для окружающей среды.

С другой стороны Вена стала привлекательным местом для деловой и частной авиации. В 2014 году в международном аэропорту Вены открыла свои объекты MRO и FBO компания Jet Aviation Vienna. На территории ангарного комплекса площадью 4000 кв. м. она располагает авторизованным сервисным центром Cessna, который обеспечивает плановое и внеплановое обслуживание самолетов Citation в дополнение к услугам AOG за пределами площадки. Jet Aviation Vienna также поддерживает обслуживание AOG для самолетов Learjet 60 и Challenger 300/350/604/605, а также Gulfstream G550, Learjet 45, Challenger 650, Global 5000/6000, Global Express и Global Express XRS. У центра MRO имеется 2000 кв.м. магазинов и офисных площадей.
Удобства FBO включают операционный офис, зал для экипажа и доступ в зал для пассажиров VIP.

Технический центр Jet Aviation в Вене год назад получил одобрение от «Росавиации», что дает ему право обслуживать российские самолеты. «Это разрешение может предоставить значительный комфорт и удобство российским владельцам и операторам, летающим в регионе», – говорит менеджер MRO и FBO Хакан Тин. «Мы поддерживаем многие типы самолетов, которые в настоящее время зарегистрированы в России, в то время как наша специальная команда AOG хорошо подготовлена к тому, чтобы максимально быстро восстанавливать самолеты к летной годности», – добавил он.

Таким образом аэропорт Вены явно отражает тенденции, наблюдаемые на гражданском авиационном  рынке. С одной стороны растет число лоукостеров, а традиционные авиакомпании все чаще копируют их бизнес-модель. С другой стороны увеличивается значение деловой авиации.

Андрей Бочкарев