Частные авиационные консультанты определяют дорогостоящие ошибки при покупке воздушного судна и рассказывают, как избежать разочарования.
Итак, вы решили купить частный самолет вместо того, чтобы продолжать пользоваться чартерами. Что дальше? Рынок предлагает огромное разнообразие выбора, и каждая модель судна имеет свой собственный набор характеристик, к основным из них относятся скоростные данные, дальность полетов, удобство салона, расположение посадочных мест и эксплуатационные расходы. При покупке подержанного лайнера помимо всего прочего приходится учитывать и много другое, например, возраст самолета, историю его обслуживания, необходимость капитального ремонта или дорогостоящей модернизации, а также его сравнение с другими представителями сегмента. Задача выбора оптимального частного самолета может стать очень устрашающей, но это лишь отправная точка длительного процесса, на всем пути которого могут быть расставлены ловушки.
Покупка частного самолета – сложная сделка, которая у неопытных покупателей может вызвать множество неожиданных и непредвиденных затрат. Авиационные специалисты взвесили пять самых распространенных и дорогостоящих ошибок, которые допускают те, кто впервые приобретает лайнер, и дали совет, как их избежать.
- Верить всему, что вы слышите
Не думайте, что знаете, сколько стоит частный самолет и сколько другой покупатель заплатил за аналогичную модель. Само сообщество, где вращаются покупатели и продавцы частных лайнеров, относительно невелико, но точной информации о предыдущих сделках явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы. По словам экспертов, покупатели и продавцы не всегда склонны раскрывать все финансовые тонкости сделки, когда говорят о купле-продаже частных самолетов. Кто-то может сказать, что продал свой джет за $1,5 млн, но умолчал о том, что ему пришлось потратить 600 000 долларов на предварительное техническое обслуживание. Как правило, обе стороны с оптимизмом смотрят на то, как прошла сделка, однако детали всегда различны.
Специалисты предупреждают покупателей, что не стоит верить на слово всем словам и цифрам, о которых говорят другие покупатели, и быть особенно осторожными, когда заинтересованный продавец или брокер заявляет, что конкретная цена – это сделка века.
- Неспособность учесть производственный цикл
Будьте осторожны, покупая частный самолет, только что сошедший с конвейера или тот, который уже не выпускается. Если вы покупаете судно в самом начале или в конце производственного цикла, будьте готовы к финансовым последствиям или к проблемам с обслуживанием.
Первые несколько экземпляров новой производственной линии могут иметь технические неполадки, кроме того, на новую модель самолета довольно трудно найти квалифицированного пилота.
Чтобы продемонстрировать проблему с покупкой самолета, который в скором времени будет снят с производства, можно посмотреть на Gulfstream G450, который планируют заменить на G500. Так, чем ближе дата выпуска G500 (2017 г.), тем быстрей дешевели модели G450. Стоит задать себе вопрос: «Если я хочу заменить свой нынешний частный самолет на судно класса G450 / G500, то на чем мне стоит остановить свой выбор?». Далее следует анализ: «Я хочу, чтобы новое судно соответствовало современным технологиям, а значит, надо выбирать G500». Подобный процесс принятия решений побуждает клиентов делать выбор в пользу будущих моделей, что затрудняет текущие продажи имеющихся лайнеров. Однако если вы, как покупатель, знаете, что самолет близок к завершению своего производственного цикла, то можете использовать эту информацию для переговоров о более приемлемой цене.
Специалисты также предостерегают от покупки частного самолета, который был сильно изменен предыдущим владельцем. Если, например, он установил современное цифровое авиационное оборудование на старую модель судна, у вас могут возникнуть сложности с поиском специалиста по обслуживанию. Вы можете получить самолет, который никто не знает, как обслуживать, кроме человека, который непосредственно это оборудование устанавливал.
- Предоставление продавцу права провести инспекцию
Не соглашайтесь на сделку без предварительно проведенной инспекции судна. Специалисты рассказывают своим клиентам, что инспекция должна проводиться на объекте, отличном от того, где регулярно обслуживается судно. Частично процесс инспектирования судна заключается в документальной проверке жизненного цикла частного самолета. Сюда включается проверка серийных компонентов с ограниченным сроком эксплуатации (т.е. тех, которые через определенные промежутки времени подлежат обязательной замене) и подтверждение того, что регулярные капитальные ремонты двигателя имели место быть. Инспекторы также должны иметь возможность проверить, что любые детали были получены и заменены в соответствии с требованиями производителя.
Инспекция очень важна, однако многие покупатели пренебрегают этим шагом. «У меня были клиенты, отказывающиеся от предварительной проверки, потому что они знали продавца лично и испытывали большое доверие к этому человеку», – говорит один из отраслевых экспертов. «Но впоследствии могут всплыть большие проблемы в обслуживании, включая коррозию, о которой не знал даже самый «чистый на руку» продавец», – добавляет специалист. «Меня не волнует, покупаете ли вы частный самолет у своего брата. Если он не пилот или механик, он не может досконально знать судно. Это хождение по лезвию ножа», – утверждают профессионалы.
Если вы планируете сдавать свой лайнер для организации чартерных рейсов, ваша управляющая компания должна проверить судно на предмет соответствия требованиям Федерального агентства воздушного транспорта (FAA). Вам предстоит множество затрат, чтобы подготовить частный самолет к аренде, поэтому целесообразно знать о них заранее.
- Неготовность к налогу с продаж
Не покупайте частный самолет, полагая, что сможете избежать налога с продаж, который зачастую довольно существенный. Это правда, что большинство покупателей платят лимитированный налог с продаж за этот вид покупки, но все потому, что они изначально все грамотно спланировали. Если вы начнете наводить справки у специалистов после закрытия сделки купли-продажи и получения правоустанавливающих документов, то они, скорей всего, уже ничего не смогут сделать.
Юрист в области авиации поможет вам структурировать сделку, чтобы она соответствовала нормам Федерального авиационного управления (FAA). Возможно, законодательство страны, где будет базироваться частный самолет, позволяет оформлять судна на компанию, т.е., по сути, владеть и управлять лайнером будет юридическое лицо.
- Попытка «провернуть» всю сделку в одиночку
Приобретение самолета – это не то же самое, что покупка недвижимости, яхты или другой дорогостоящей вещи. Пожалуй, относительную параллель можно провести только с созданием нового бизнеса, причем такого, который имеет собственную технологию, свой собственный набор правил и собственную культуру. Попытка сделать это самостоятельно – не привлекая специалистов в области права, налогов и транзакций – большая ошибка. Они могут помочь определиться, покупка какой модели частного самолета имеет наибольший смысл.
Одному человеку трудно накопить достаточный объем знаний, чтобы хорошо разбираться во всех направлениях, ведь даже профильные авиационные консультанты склоны сосредоточиться на одном классе самолетов, потому как очень многое зависит от правильной оценки судна.
Тем не менее некоторые покупатели стремятся сохранить конфиденциальность или обращаются к профессиональным пилотам, которые будут руководить покупкой. В процессе покупки частного самолета таится очень много нюансов, которые способны привести к глобальному непониманию происходящего. «У меня был клиент, который на протяжении многих лет делал сотни миллионов долларов на различных сделках, но, как он сказал впоследствии, это был тот случай, когда даже не знаешь, о чем вести переговоры», – говорит авиационный брокер. «Он даже не знал, какие детали важны при покупке».
Покупатели, окружившие себя грамотными экспертами в различных областях, могут избежать ощущения передозировки информации и, как следствие, уйти от дорогостоящих ошибок, которые приходят вместе с этим чувством.
Шошина Ольга