2016 год признан самым безопасным в авиации

Международная организация гражданской авиации (ICAO) опубликовала регулярный ежегодный доклад ICAO Safety Report 2017. Документ представляет собой итоговую статистику по безопасности регулярных рейсов пассажирской авиации за 2016 год в странах, являющихся членами ICAO, а также представляет текущее состояние программ безопасности, которые отмечены в Глобальном плане безопасности Гражданской авиации (GASP) 2017 – 2019 гг.

2016 год признан самым безопасным в авиации
Число аварий и смертельных случаев на регулярных рейсах гражданской пассажирской авиации в 2007-2016 гг.

Как отмечается в докладе, 2016 год был самым безопасным в истории для регулярных пассажирских операций гражданской авиации. Этот показатель выражен в самом низком числе аварий, а также смертельных жертв в пассажирских авиаперевозках с 2012 г., что, как подчеркивается в докладе ICAO, является высоким результатом. Достижение высокого уровня безопасности в гражданской авиации является для ICAO ключевым компонентом жизнеспособности сектора, над которым она ведет надзор с 1944 года, или с момента, своего создания в соответствии с решением Конвенции о международной гражданской авиации.

Как следует из нового информационного блога ICAO под названием Uniting Aviation, повышение уровня безопасности глобальной системы авиационного транспорта является основным приоритетом и главной стратегической целью ICAO. Организация заверяет, что в настоящее время предпринимаются многочисленные инициативы над решениями, которые повлияют на увеличение глобального уровня безопасности в гражданской авиации посредством применения скоординированных действий, а также при помощи реализации GASP.

 

Как заявлено в GASP, точное по времени и описанию информирование о безопасности на международном, государственном и региональном уровне является необходимым для определения успехов в достижении глобальных целей безопасности, а также для мониторинга реализации инициатив в рамках GASP. ICAO, Региональные группы по безопасности на авиатранспорте (RASG), а также партнерские организации публикуют доклады о безопасности, как элемент своей вовлеченности в мониторинг прогресса в рамках своих определенных целей.

В общей сложности такие доклады показывают перспективы как глобальные по своей сути, так и конкретизированные для отдельных авиационных операций. Давая себе отчет в том, что авиация является сложной отраслью, анализ многих параметров безопасности является основным для оценки его уровня в глобальных масштабах.

В соответствие GASP, глобальный индекс аварийности одновременно является индексом безопасности в гражданской авиации. ICAO ежегодно публикует результаты в упомянутом докладе, который охватывает также такие элементы как, методологию надзора ICAO над глобальной безопасностью в гражданской авиации, статистику инцидентов и индекс аварийности.

Инициативы, включенные в GASP находятся под мониторингом индекса безопасности, который имеет глобальный и региональный характер. Индексы определяются на основании установленных правил управления риском и отслеживаются по результатам оценочных показателей безопасности регионального и глобального характера. Показатели соответственно определяются на основе установленных правил управления рисками в государственных программах и системах управления безопасностью (SSP) и (SMS).

ICAO во всех своих скоординированных усилиях по обеспечению безопасности стремится обеспечить баланс между оцененными рисками и стратегиями сокращения рисков, которые должны быть практичными, достижимыми и эффективными.

В отчет включены обновления по коэффициентам безопасности с учетом числа несчастных случаев, зарегистрированных в 2016 году. Факторы риска, связанные с этими событиями, также были идентифицированы и был проведен сравнительный анализ результатов предыдущих лет. ICAO отмечает, что данные, представленные в отчете за этот год, могут не совпадать с данными, опубликованными в предыдущие годы в связи с обновлением результатов расследований авиационных происшествий.

Статистика несчастных случаев за последние пять лет демонстрирует четкую тенденцию к снижению числа несчастных случаев и их глобальных показателей. В 2016 году эта тенденция привела к общему числу в количестве 75 несчастных случаев, официально признанных государствами-членами ICAO, что на 18 процентов ниже, чем в 2015 году. За тот же период число запланированных операций гражданской авиации увеличилось, поэтому уровень авиационных катастроф в мире в настоящее время составляет 2,1 на миллион операций, что на 25 процентов меньше по сравнению с 2015 годом, когда этот показатель составлял 2,8 аварии на миллион операций.

Уровень смертности гражданской авиации в мире (количество аварий на миллион операций) в 2012-2016 годах

Все несчастные случаи в 2016 году привели к 182 смертельным исходам, что означает возвращение на аналогичный уровень, который был зарегистрирован в 2013 году, когда было 173 случая смерти. В течение следующих двух лет произошел значительный численный скачок количества погибших, что было вызвано главным образом многочисленными актами незаконного вмешательства, которые привели к росту числа погибших.

Снижение уровня аварийности с 2,8 до 2,1 несчастных случаев на миллион операций является самым низким зарегистрированным показателем. Примечательно, что самыми безопасными регионами в 2016 году оказались Африка и Индийский океан, от куда не поступало каких-либо сведений о смертельных исходах, что является вторым годом подряд без несчастных случаев со смертельным исходом в этой части мира. Единственной смертельной жертвой в этом регионе был террорист-смертник на рейсе 159 сомалийской авиакомпании Daallo Airlines.

В последней части доклада представлены цели Программы партнерства в области безопасности полетов (ASIAP), которая была создана в 2015 году на Конференции по безопасности на высоком уровне в Монреале. ASIAP является скоординированной структурой, отвечающей за действия, способствующих оказанию помощи государствам-членам ICAO  с наименьшим эффективным уровнем осуществления (EI) в соответствии с Контрольным списком безопасности ICAO в рамках Глобальной программы контроля безопасности (USMAP CMA). Цель ASIAP заключается в обмене информацией, определении приоритетов требуемой поддержки, совместном использовании вспомогательных мероприятий, поддержке стратегии мобилизации ресурсов и согласовании показателей эффективности.

В отдельной главе Глобального плана представлены средние результаты программы контроля безопасности, которая до сих пор была внедрена во всех государствах-членах ICAO. Безусловно, самым низким усредненным результатом является сфера расследования инцидентов 55,7 проц., а сфера аэродромов – 58 проц.
Одна из глав относится к статистике рекомендаций по безопасности, полученных ICAO. В соответствии с правилами поведения после аварии государство, в котором произошла авария, может начать расследование самостоятельно или передать его другому государству. В любом случае ведущее государство может вынести рекомендации по безопасности, которые могут быть адресованы другим  государствам-членам  ICAO или проектировщику воздушных судов, если следователи найдут, что соответствующие документы ICAO должны быть изменены. В соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции, рекомендации по технике безопасности предлагаются органом по расследованию авиационных происшествий на основе информации, полученной в ходе расследования, предназначенной для предотвращения несчастных случаев или инцидентов и которые ни при каких обстоятельствах не должны создавать основания для отказа ответственности за несчастный случай или инцидент. В дополнение к рекомендациям по безопасности, связанным с расследованиями несчастных случаев и инцидентов, рекомендации также могут быть получены из других источников.

В 2016 году ICAO получила семнадцать рекомендаций по безопасности от восьми членов – государств.

Рекомендации по безопасности, полученные ИКАО в 2012-2016 годах

Последняя глава, посвященная более подробным статистическим данным о несчастных случаях, состоит из семи разделов, включая, помимо прочего, статистику региональных аварийных ситуаций RASG: AFI – Африка и Индийский океан, APAC Asia and Pacific, EUR – Europe, MID – Middle East, PA – Американские штаты, а также статистика несчастных случаев по категориям: управляемый CFIT полет на землю, GS – безопасность наземного транспорта, LOC – I – потеря контроля в полете, MED – травма, OD – рабочий ущерб, OTH – Безопасность на ВПП, Великобритания – неизвестно.

ICAO завершает доклад ремаркой о будущем сотрудничестве с Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), с которым она намерена работать через соответствующие группы экспертов для адаптации своих показателей и методов анализа к единой общей версии. Работы будут доступны всем участникам Глобального обмена информацией о безопасности полетов, государствам-членам и заинтересованным международным организациям. Главной целью инициативы является эффективное содействие согласованной отчетности в области безопасности гражданской авиации.