«Для крупных инфраструктурных проектов наиболее важным является политическое решение, а уже потом интерес высших государственных органов. Однако им не мешает смена правительства, потому что появляются новые идеи», – считает Кристиано Чекатто, глава одного самых известных архитектурных бюро в мире Zaha Hadid Architects.

Строительство новейшего азиатского авиационного центра началось в декабре 2014 года. «Тогда президент Си Цзиньпин появился в районе, где должен был быть построен аэропорт, и вбил в землю первую лопату. Было очень холодно, второй день Рождества, но никто не обращал на это внимания. Работы должны были начаться немедленно. Президент также появился 26 сентября 2019 года, когда первый самолет China Southern вылетел из Дасин», – вспоминает Кристиано Чекатто.

Начало действительно было непростым по политическим причинам, потому что после того, как были приняты «окончательные» решения, правительство сменилось, и у нового появились другие идеи. Хотя воля к строительству нового порта, обслуживающего Пекин и в рамках планов по развитию китайской инфраструктуры, не изменилась. Это национальный проект, а не региональный. И он является одним из ключевых, наряду с ущельями Там-Три и сетью шоссе. Поэтому нам пришлось многое изменить, хотя эти изменения не касались его местоположения, размера или решения о том, что железнодорожная станция должна находиться под землей, так же как парковки. Интерес президента оказался первостепенным, и работа могла начаться, он не скрывал, что самым важным было открытие аэропорта в соответствии с графиком. Решающим преимуществом этого проекта было то, что строительная площадка была полностью плоской.

Было решено, что Дасин будет своего рода главными транспортным узлом Поднебесной и чем-то намного большим, чем аэропорт, т.к. здесь также имеется крупная железнодорожная станция, расположенную под терминалом. Здесь пассажиры, будут приезжать из разных частей страны и пересаживаться не только на самолеты, но и на поезда, а аэропорт вообще не будет использовать, – говорит архитектор. Высокоскоростные железнодорожные, региональные поезда, аэропорты и линии метро пересекаются в Пекине.
Аэропорт Дасин
Бюро Zaha Hadid Architects контролировала все строительство аэропорта, и легендарный глава офиса работал над ним почти до самой смерти. В Китае существует обязательство сотрудничать с местными архитектурными бюро. Вот почему строительство китайского порта было большой культурной проблемой. Языковой барьер оказалось трудно преодолеть, понимая, каким образом принимаются решения, какова иерархия на среднем уровне власти и поток информации. «Я не могу сосчитать, сколько часов мы провели в закрытых комнатах, пытаясь понять мышление наших китайских партнеров. Но потом оказалось, что есть один уровень, на котором принимаются окончательные решения», – говорит Чекатто.
Ворота в Китай
Аэропорт Дасин компактен, и пассажирам, достигшим его центральной части, не нужно будет идти к выходным гейтам более 500-550 метров. «Мы хотели, чтобы это каким-то образом отражало то, как был построен Пекин, вход в который ведет через ворота, например, в Запретный город, а затем идет в центр города, на площадь Тяньаньмэнь. Мы должны были помнить, что большинство людей, которые будут пользоваться этим аэропортом, никогда не путешествовали на самолете. Поэтому место должно было быть дружелюбным, где можно легко перемещаться, а также и гибким, т.к. этот аэропорт планируется эксплуатировать в течение 50-60 лет, поэтому его придется расширять. Он также должен был быть уникальным не только для вылетающих пассажиров, но и для прибывающих. Отсюда и возникла идея центрального терминала, где шесть ворот ведут к выходу на международные и внутренние рейсы. Регистрация на внутренние рейсы происходит автоматически, и в этом нет никаких проблем, поскольку количество мобильных телефонов на душу населения в стране является самым высоким в мире, и вы покупаете билет с помощью смартфона, регистрируетесь на рейс или путешествуете по железной дороге. Бывает, что от входа в аэропорт или на вокзал на дороге нет ни одного сотрудника.
«Как мы закончили проект вовремя? Как только процесс принятия решений начался, и мы поняли, как действовать, все пошло очень быстро. В Китае нет проблем с нехваткой строительной техники или рабочей силы. 24 000 человек работали на нашей строительной площадке круглосуточно и без выходных. А последние годы бурного строительства инфраструктуры в этой стране ускорили развитие строительных технологий. Наиболее важным является один центр принятия решений и политическая воля конкретного человека во власти. Но навыки местной строительной индустрии также имеют решающее значение, без сильной местной поддержки такие проекты не имеют шансов на успех», – подвел итог пятилетней работы Чекатто.
Андрей Бочкарев
