В международном аэропорту Мальты, расположенном в 5 км от столицы острова Валлетты, можно было найти несколько интересных самолетов, которые уже никогда не смогут покинуть аэропорт по воздуху. Одним из них является пассажирский самолет Boeing 720-047B, регистрационный номер N720JR, 1962 года выпуска.
Старый четырехмоторный самолет запаркован на одной из рулежных дорожек к юго-востоку от аэропорта. Машина покинула завод Boeing 21 июня 1962 года и совершила первый полет 19 июля. До 1978 года самолет летал по различным маршрутам в США, но 10 ноября 1978 года он был продан принцу Навабу Бибу Абдул Азизу и включен в флот SAT Sakhalin Airways (ныне SAT Airlines).
В последующие годы машина несколько раз меняла и владельца, и ливреи авиакомпаний, проведя в воздухе около 48 258 часов. В 1999 году самолет приземлился в аэропорту Мальты, где он был запаркован, вероятно, из-за износа, и хранился.
Из-за отсутствия надлежащего ухода и присмотра состояние самолета систематически ухудшалось. Без присмотра он стал объектом разрушения и, наконец, в январе 2018 года был списан в металлолом. Однако, судя по спутниковым снимках, до сих пор стоит на рулежной дорожке, которой часто пользуются деловые самолеты клиентов Cofrace Sarl.
Boeing 720 был узкофюзеляжным авиалайнером средней дальности, созданным на основе Boeing 707. Однако он был короче и имел меньшую дальность полета, чем его предшественник. В 1958-1967 годах было выпущено всего 154 таких самолета, которые получили нескольких десятков заказчиков по всему миру и неоднократно меняли владельцев. Три экземпляра сохранились в музеях или в качестве памятников (по одному в Тайване, Колумбии и Пакистане). Наверное, еще несколько экземпляров сохранились где-то в забытых аэропортах, как и N720JR.
Мальтийский N720JR – это Boeing 720-047B, самый маленький вариант из 720. Самолет имел длину 41,7 метра и размах крыла 39,9 метра. Он был оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney JT3D-3 & 3B, обеспечивающими максимальную скорость около 1000 км/ч и запас хода около 7000 км. Машина могла взять на борт 143 пассажира.
В качестве любопытного факта стоит добавить, что N720JR снимался в фильме “13 часов: Секретная миссия в Бенгази”. Машина “играла роль” подбитого пассажирского самолета в аэропорту Бенгази. Интересно, что создатели фильма довольно четко выделили регистрационный номер самолета, что видно в финальных кадрах фильма. Это облегчило поиск машины.
Андрей Бочкарев