Внимание! В европейском небе пробки! (ч.2)

Растущий европейский авиационный рынок сталкивается обострившейся проблемой из-за увеличения  числа задержек. За пять лет, с 2013 по 2018 год, пассажиропоток на Старом континенте вырос на 14 процентов. За это время количество задержек умножилось в три раза. Во вчерашней части статьи мы представили проблему, проиллюстрированную многими тревожными данными о 17,6 млрд евро убытков, которые в 2018 году европейские экономики понесли из-за задержек и отмен рейсов. Прогнозы по статистике этого года также не являются оптимистичными.

Майкл О’Лири призвал сократить время обучения авиадиспетчеров до шести месяцев, чтобы восполнить недостатки в системе. «Это невыполнимо», – возражает ему Имонн Бреннан, генеральный директор Евроконтроля (Европейская организация по безопасности воздушного движения). «Обучение авиадиспетчеров занимает в среднем три года — может быть, даже немного дольше. Это не так просто», – считает глава Евроконтроля.

Это не совсем так. Польское агентство аэронавигационного обслуживания обучает своих диспетчеров за два года и думает о сокращении этого процесса. Полугодовой период подготовки к обслуживанию, о котором говорит Ryanair, нереален, но, как показывает польский пример, он не занимает три года.

Следует отметить, что польская система УВД находится на очень высоком уровне. Средняя задержка рейсов в прошлом году в Европе была близка к двум минутам. В Польше 25 секунд. PANSA хочет, чтобы это значение упало до 18 секунд к 2024 году. Следует также помнить, что задержки в нашем пространстве отчасти связаны с отказом другого ANSP (поставщика аэронавигационного обслуживания), особенно немецкого.

Более того, воздушное движение в нашей стране растет гораздо быстрее, чем в странах так называемой Старой Европы. По данным Управления гражданской авиации, только в 2018 году пассажиропоток в Восточной Европе увеличился в нашем небе на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. Средний европейский прирост в 2018 году составил 4 проц.

Как пояснил президент PANSA Януш Янишевский, Польша, являясь страной на границе ЕС и НАТО, в течение многих лет разрабатывала методы и процедуры для управления воздушным движением и сокращения задержек, что позволило обеспечить очень высокую пунктуальность полетов в ее воздушном пространстве. По его словам, это стало возможным благодаря авиадиспетчерам, которые совместно создали эти процедуры. «Иногда у авиадиспетчера на связи имеется 20 самолетов одновременно, что превышает средние европейские стандарты», – констатирует глава агентства.

Янишевский указывает, что увеличение воздушного движения в воздушном пространстве Польши более чем в три раза выше, чем в Западной Европе. «Мы отмечаем один из самых больших приростов, причем не только с точки зрения трафика, который осуществляется в наших аэропортах, но и транзитных», – объясняет глава PANSA.

Хенрик Хололей, руководящий работой Генерального директората по мобильности и транспорту Европейской комиссии, подчеркивает, что воздушные перевозки в Европе постоянно растут. Ожидаемое увеличение количества пассажиров и рейсов будет отягощено системой, которая находится под давлением своего собственного успеха и создаст потребность в найме и обучении всего персонала.

«Предполагается, что к 2036 году авиационному сектору потребуются дополнительные 620 000 пилотов, 125 000 новых диспетчеров воздушного движения и 1,3 миллиона новых работников по обслуживанию самолетов», – прогнозирует Хололей. «Пока 90 процентов будущих рабочих мест требуют определенного уровня цифровой компетенции, у европейцев нет 44 процента на базовом уровне», – добавляет он.

Еще одна актуальная проблема — заставить национальные органы управления воздушным движением установить реальное сотрудничество. В настоящее время одним из ярких примеров является сотрудничество ирландских и британских авиадиспетчеров. Отдельные ANSP даже не используют одни и те же компьютерные системы УВД, и отсутствие взаимодействия является основным препятствием для достижения желаемых изменений.
Единое европейское небо

В этом году на конгрессе по организации воздушного движения в Мадриде члены Евроконтроля и iTEC подписали декларацию о сотрудничестве в области управления воздушным пространством в Европе. Это о так называемых Единое европейское небо.
Indra iTEC – это современная система управления воздушным пространством, которая в настоящее время поддерживает воздушное движение в Германии и Великобритании. В ближайшие годы iTEC будет внедряться в 20 европейских центрах управления полетами, которые управляют воздушным пространством верхнего и нижнего уровней. В конечном счете, под контролем системы iTEC будет создано воздушное пространство с площадью около 4 млн кв. км и охватывающее более 5 млн рейсов.

Члены ITEC предполагают, что сотрудничество позволит им снизить эксплуатационные расходы за счет использования обычного программного обеспечения, сократить время, необходимое для обучения, повысить безопасность и, благодаря открытому интерфейсу и общей обработке полетных данных, обеспечить большую совместимость между своими пользователями.

Эта декларация является концепцией единого европейского неба (SES), в рамках которого оперативные службы работают на основе системы, обеспечивающей обмен информацией без помех. PANSA является одной из организаций, занимающихся разработкой новых технологических решений. «На протяжении многих лет мы ждали построения 4-мерной траектории одним кликом на основе как географических, так и временных представлений.

Сегодня мы видим, что это становится возможным, и 10 стран Евросоюза будут совместно разрабатывать новые технологии», – заявил президент PANSA. Он также подчеркнул, что потребуется еще несколько лет, чтобы полностью внедрить новые технологии, но изменения происходят быстрыми темпами и необходимы для обеспечения эффективного обслуживания растущего воздушного движения.

Хенрик Хололей справедливо отметил, что нынешнюю фрагментацию управления воздушным движением над Европой очень трудно понять, особенно если учесть, что грузовик может без каких-либо трудностей переместиться из самой северной точки в самую южную точку Европейского союза. «Почему самолет не может сделать то же самое? У нас есть единый европейский рынок, у нас есть единый рынок услуг, у нас наконец-то есть единый рынок авиации, но внезапно у нас нет единого рынка в небе», – говорит еврочиновник.

Работа над Единым Европейским Небом продолжается. Однако для реализации этой идеи потребуются годы. Сама SES не решит проблему нехватки персонала. Как мы отметили во вчерашней части статьи, центры управления воздушным движением в Карлсруэ, Германия, система iTEC работает с 2017 года. Это все еще неэффективно.

Поэтому пассажиров ждут все более долгих задержки и очередей, а экономики стран ЕС — финансовые потери в миллиарды евро. Растущий европейский авиационный рынок сталкивается с серьезной проблемой.

Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток в Европе удвоится, а в 2045 году это движение утроится. В соответствии с требованиями ЕС ожидается, что к 2024 году средняя задержка в Европе должна составить 30 секунд. Это цель всего Евросоюза.