Директора крупных авиаперевозчиков США, пассажирских и грузовых, предупредили о надвигающемся авиационном кризисе, когда будут реализованы планы внедрения нового диапазона 5G. Они считают, что самолеты будут остановлены, а пассажиры не смогут вернуться домой.Авиакомпании предупреждают, что новая услуга — C-диапазон, мобильная сеть пятого поколения, может вывести из строя значительное количество широкофюзеляжных самолетов, препятствуя выполнению регулярных рейсов, а пассажиры будут вынуждены отказаться свои полетов.
«Пока наши основные хабы не будут в состоянии обслуживать полеты в создавшихся условиях, подавляющее большинство рейсов, по сути, будет прекращено», — написали директора American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines и других более мелких перевозчиков.
Федеральное авиационное управление США (FAA) предупреждает, что потенциальные помехи могут повлиять на чувствительные бортовые приборы, такие как высотомеры, и на полеты в условиях плохой видимости.
Современные системы бесполезны
Операторы мобильной связи AT&T и Verizon, выигравшие в прошлом году тендер на использование C-диапазона стоимостью 80 миллиардов долларов, 3 января договорились о создании буферных зон вокруг 50 аэропортов на шестимесячный период, чтобы снизить риск сбоев.
Руководители авиакомпаний добавили, что проблемы с рейсами не ограничились плохими погодными условиями. «Многие современные системы безопасности самолетов станут бесполезными, что вызовет гораздо большую проблему, чем та, которую мы знали раньше [как 5G повлияет на функциональность самолетов в полете, — ред.]. Производители самолетов сообщили нам, что большую часть машин нашего парка, возможно, придется заземлить на неопределенный срок», — утверждают главы американских перевозчиков.
Главы авиакомпаний призвали принять меры для обеспечения безопасного внедрения 5G, чтобы диспетчерские вышки не располагались слишком близко к взлетно-посадочным полосам аэропортов и не вызывали сбоев в работе компьютерных систем самолетов. Льготный период для внедрения сети аэропортов будет продолжаться до тех пор, пока FAA не определит, как можно безопасно ввести в эксплуатацию новый диапазон данных без значительных проблем с полетами.
Действия Федерального управления гражданской авиации
FAA объявило в воскресенье, 16 января, что около 45 процентов самолетов, выполняющие коммерческие рейсы в США, считаются пригодными для посадки в условиях плохой видимости в аэропортах, где будет развернут диапазон C 5G. В понедельник главы авиакомпаний отметили, что в списке не так много крупных аэропортов.
К моделям самолетов, одобренным авиационным регулятором США, относятся Boeing 737, 747, 757, 767, MD-10/-11 и аэробусы A310, A319, A320, A321, A330 и A350. FAA рассчитывает выдать больше разрешений в ближайшие дни.
Агентство одобрило две модели радиовысотомеров, которые устанавливаются на широкий спектр самолетов Boeing и Airbus. Выданное одобрение моделей самолетов и установленных на них высотомеров открывает взлетно-посадочные полосы для 48 из 88 аэропортов, наиболее подверженным помехам от 5G.
Dreamliner без зеленого света
Федеральное авиационное управление потребует от операторов Boeing 787 принятия дополнительных мер предосторожности при посадке на мокрую или заснеженную взлетно-посадочную полосу в аэропортах, где будет развернута услуга C 5G.
Во время двухнедельной задержки внедрения новой услуги эксперты по безопасности определили, что помехи от 5G в высотомере самолета могут помешать двигателю и тормозной системе перейти в режим посадки, что может вызвать проблемы с торможением самолета на взлетно-посадочной полосе. Директива от 14 января о влиянии 5G на высотомеры Dreamliner распространяется на 137 самолетов, зарегистрированных в США, и на 1010 самолетов по всему миру.
Андрей Бочкарев