Вьетнамские авиакомпании смогут летать в Соединенные Штаты и заключать соглашения о совместном бронировании мест с американскими перевозчиками, поскольку Федеральное авиационное управление США (FAA) признало, что Вьетнам соответствует международным стандартам безопасности. Управление объявило о присвоении Вьетнаму рейтинга «Категория 1». «Это признание очень опытного аэрокосмического агентства, которое требует очень высоких стандартов безопасности», – заявил Reuters министр транспорта Нгуен Нгок Донг. В настоящее время между двумя странами нет прямых рейсов, несмотря на большой туристический рынок и визиты родственников и друзей.
Государственная авиакомпания Vietnam Airlines и частная компания VietJet Aviation, а также новая Bamboo Airways намерены организовать рейсы в Соединенные Штаты. Президент последней, Трин Ван Квайет, сказал, что первые полеты в Сиэтл, Лос-Анджелес и Сан-Франциско (наибольшее количество так называемых лодочных людей, живущих в Калифорнии), начнутся в конце 2020 года или в начале 2021 года. Этот перевозчик недавно заказал 20 авиалайнеров Boeing Dreamliner.
Ведущий аналитик Центра авиации CAPA Брендан Соби считает, что рейтинг FAA важен для Вьетнама символически и политически, но, по его мнению, вьетнамским перевозчикам будет трудно добиться прибыльности сообщений с США из-за отсутствия спроса на служебные командировки, которые обеспечивают заполнение гораздо более прибыльного салона бизнес-класса.
«Для Vietnam Airlines установление связей с США является нашей политической ответственностью как национального перевозчика. Будет ли маршрут прибыльным или нет, будет зависеть от многих технических проблем и от самолетов», – говорится в заявлении этой авиакомпании.
Vietnam Airlines ведут переговоры с Airbus и Boeing о возможных закупках самолетов для маршрутов в Соединенные Штаты, но первые экземпляры могут быть получены не ранее 2022 года. Тем временем она сможет расширить существующее кодшеринговое соглашение с Delta Airlines в соответствии с решением FAA.
Бюджетный перевозчик VietJet планирует приобрести широкофюзеляжный самолет, способный преодолевать эти маршруты без промежуточных посадок, и полагает, что его опыт по контролю расходов создаст эффективную бизнес-модель. «Мы планируем установить сообщение с вьетнамскими общинами, живущими в США, например, в Калифорнии, чтобы удовлетворить высокий спрос на полеты наших клиентов», – сказал вице-президент То Вьет Тханг.
Рынок авиаперевозок во Вьетнаме динамично развивается в среднем на 16 процентов ежегодно с 2010 по 2017 гг., таковы результаты правительственных данных. Перевозчики из этой страны являются крупными клиентами для Airbus и Boeing.
Андрей Бочкарев