В условиях пандемии меньшие самолеты завоевывают большую популярность у авиакомпаний

В связи с сокращением спроса и  предложения мест авиакомпании ищут более эффективные и соответствующие положению на рынке самолеты.

E190-E2 Air Astana
E190-E2 Air Astana

В феврале предложение мест регулярных авиакомпаний в мире снизилось на 47 процентов по сравнению с тем же периодом 2020 года, за несколько недель до того, как пандемия covid-19 зафиксировала свое основное влияние на коммерческую авиацию.

Количество рейсов было примерно на 45 проц.  меньше, что свидетельствует о том, что в среднем авиакомпании могли бы использовать  на большинстве маршрутов самолеты немного меньшего размера. Фактически, средний размер эксплуатируемых самолетов увеличился со средней вместимости 146 мест до 141 места. Сокращение, хотя и кажется незначительным, в глобальном масштабе демонстрирует изменение профиля эксплуатируемого парка.
Согласно данным, опубликованным British Official Aviation Guide (OAG), больше всего пострадали самолеты с двумя проходами, особенно с большой вместимостью.
Когда спрос резко упал, авиакомпании начали пересматривать доступность предложения, выводя самолеты из эксплуатации и корректируя избыточные мощности для экономии денежных средств. В то же время из эксплуатации были выведены более старые или более вместительные модели.
Меньше и эффективнее
В настоящее время наблюдается тенденция к использованию более мелких и новых самолетов, особенно с самыми современными силовыми установками. В целом до пандемии авиапарки поддерживали два семейства самолетов: модели серий Airbus A320 и Boeing 737, причем на долю первого из них приходилось 38 проц. всей запланированной мощности во всем мире год назад (февраль 2020 г.), а на долю Северной Америки – еще 29 проц. Еще одна особенность заключается в том, что эти две модели самолетов используются преимущественно бюджетными авиакомпаниями.
Среди десяти самых популярных категорий самолетов двумя крупнейшими группами,  больше всего увеличившими долю рынка, были именно семейства A320, которые в настоящее время составляют 41 процентов мирового флота, а также  737 и его варианты,  охватывающими 32 проц. мирового предложения.
Семейство турбовинтовых самолетов ATR, хотя год назад имело лишь доли рынка, показало себя относительно лучше, и их объем в предложении кресел немного вырос, особенно на региональных линиях, ранее использовавшихся более крупными моделями.
Что касается самолетов меньшего размера, то на модели Embraer E170 и E195 приходилось 4 проц. общемировой емкости и 7 проц.  регулярных рейсов, что в основном такое же, как и год назад, хотя объем перевозок на них снизился на 47 проц.
Аналогичным образом, самолеты большей вместимости, такие как Airbus A350 и, в меньшей степени, Boeing 787 Dreamliner, также продемонстрировали небольшое увеличение участия в пассажирских и грузовых авиаперевозках. Хотя общее количество полетов было меньше, доля увеличилась пропорционально, что было оправдано более широким использованием самолетов новых поколений. Поскольку у них более низкие эксплуатационные расходы, авиакомпании решили расширить использование этих двух моделей самолетов на дальних и сверхдальних маршрутах.
Гиганты в нынешней реальности 
Самолеты, которые больше всего пострадали от последствий пандемии, – это самые крупные и старые модели. Выделим семейства Airbus A330 и Boeing 777, которые до прошлого года были довольно популярны в мире, но в 2021 году пассажироперевозки на них   снизились на 71 и 66 проц. соответственно.
Тем не менее, как и ожидалось, наибольшее снижение пассажироперевозок было зарегистрировано у моделей Airbus с четырьмя двигателями: у A340 – 78 проц., а у A380 – 97 проц. В течение двенадцати месяцев у европейского   Super Jumbo два главных достоинства стали недостатками: они оказались слишком дальнемагистральными и  слишком вестимыми. В феврале этого года только четыре компании (Emirates, Asiana, Korean Air и China Southern Airlines) из четырнадцати операторов A380 по-прежнему эксплуатировали эту модель.
A380 Air France
A380 компании Air France

Список авиакомпаний, которые держат свои A380 на земле, обширен и включает Singapore Airlines, Qatar Airways, Etihad Airways, Qantas Airways, British Airways, Lufthansa, Air France, Thai Airways и All Nippon.

Более половины всех рейсов, выполняемых A380 до пандемии, обслуживались авиакомпанией  Emirates, при этом модель обеспечивала 41 процент пассажирских мест, в то время как семейство 777 отвечало за остальные места арабской компании.
Текущая ситуация отражает тенденцию к тому, что авиакомпании стремятся использовать только более новые и более экономичные самолеты. Модели предыдущего поколения, которые были экономически жизнеспособными до пандемии, списываются раньше в рамках экстренной корректировки парка.
Андрей Бочкарев