В России увеличится доля самолетов западного производства

Согласно исследованиям портала ATO.ru, зависимость российской авиационной отрасли от самолетов западного производства сегодня превышает 90 процентов. Кроме того, исследования также показывают, что доминирующая доля самолетов иностранного производства в России будет только расти.

В России увеличится доля самолетов западного производства

Данные, использованные в ходе анализа, были получены из базы данных сертификатов эксплуатантов (AOCs) Российского авиационного агентства «Росавиация» по состоянию на 31 июля 2019 года. Кроме того, учитывалась и другая информация, полученная из таких источников, как веб-сайты отдельных авиакомпаний, а также сайты авиационного отслеживания.

Исследования показали, что 43 российские авиакомпании эксплуатируют в общей сложности 985 самолетов, при этом на эти авиакомпании приходится почти 100 процентов от общего числа пассажиров, обслуживаемых авиатранспортной отраслью России. Годовая пропускная способность этих авиакомпаний превышает 150 000 посадочных мест. В частности, 93,6% этой совокупной пропускной способности представлены 20 крупнейшими авиакомпаниями страны, которые в совокупности эксплуатируют 807 воздушных судов и на которые приходится 96% пассажиров, перевезенных в первой половине этого года.

По оценкам ATO.ru, доля самолетов российского (и советского) производства снизилась на 2,4 процента с 2015 года и в настоящее время составляет 21,5 процента, или 212 самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями.

Что касается вместимости самолетов российского производства, то их доля в два раза меньше – 10,4% или 15 500 мест. По данным Транспортной расчетной палаты России, в прошлом году только 6,4 процентов от общего объема перевозок, или 7,4 миллиона пассажиров, летали на самолетах российского производства, включая вертолеты.

Получается, что только 7,4 миллиона пассажиров из общего числа 116,1 миллиона, перевезенных всеми российскими авиакомпаниями в прошлом году, совершали рейсы на самолетах российского производства.

Европейские и американские авиастроители Airbus и Boeing обеспечивают 81,6% посадочных мест на российском авиарынке. Хотя Airbus незначительно превосходит Boeing по количеству самолетов – 323 против 311 соответственно – в среднем вместимость самолетов Boeing на 14 процентов выше, чем у его европейского конкурента. Что касается широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов американского производства, они представлены в таком количестве: Boeing 777- 46 самолетов, B767 – 22 самолета и B747 – 9 самолетов, всего 77 авиалайнеров. В этом сегменте Airbus представлен 31 самолетом A330.

В целом, исследования показывают, что эксплуатируемый в России широкофюзеляжный парк сократился с 2015 года на 17 процентов. В среднем сегменте Airbus A320 / A320neo остается самым популярным семейством самолетов и насчитывает 292 самолета. Размер парка этого типа увеличился на 17 процентов с 2015 года, за ним следует Boeing 737CL / NG с 219 самолетами, что на 7 процентов больше, чем в 2015 году.

В региональном сегменте лидирует Superjet 100 (SSJ100). В настоящее время этот самолет является единственным в России современным серийным гражданским самолетом, и насчитывает 86 штук, что составляет девять процентов всего регионального парка в России. Однако доля общей вместимости SSJ100 в 8 400 посадочных мест не превышает шести процентов. С 2015 года количество современных российских региональных самолетов увеличилось в 2,2 раза.

О том, что доля самолетов западного производства в российских авиакомпаниях будет продолжать расти, говорит продление режима НДС с нулевой ставкой для импорта самолетов иностранного производства в Россию до января 2023 года. Данное решение продолжит привлекать авиалайнеры иностранного производства в российский флот.

В настоящее время известно, что пять российских авиакомпаний ожидают поставки в общей сложности 76 самолетов Boeing 737 MAX. Эти заказы не были отменены после того, как в марте 2019 года было установлено мировое соглашение об отказе на этот тип самолетов.

К сожалению, из-за устойчивости долгосрочного видения воздушного транспорта России, введение в эксплуатацию нового российского самолета не принесет моментального облегчения ситуации. Первая поставка усовершенствованного среднемагистрального авиалайнера MC-21 – несколько раз откладывалась, а теперь даже не ожидается до следующего десятилетия.

Поставки другого российского самолета, Superjet 100, сократились до трех единиц в первой половине этого года, и, как следствие, их производитель, компания «Сухой», испытывает ухудшение своего финансового состояния. По словам одного из представителей Объединенной авиастроительной корпорации, среднегодовая потребность в региональных самолетах в России в ближайшие два десятилетия составит 10 единиц в год.