Concorde был иконой авиации и гордостью конструкторов. Ему надлежало начать новую эру в пассажирском транспорте. Но этого не произошло, он так и остался любопытной, но малоэффективной, дорогой и не очень практичной машиной. Почему мы летаем медленнее, чем 30 лет назад?
Эра сверхзвуковых пассажирских рейсов закончилась Concorde
2 марта 1969 года в воздух поднялся необычный самолет. Прототип Concorde – так назывался результат сотрудничества Франции и Великобритании. Самолет должен был стать предвестником новой эры пассажирской авиации. Тогда было широко распространено мнение, что пассажирские рейсы только вступают в сверхзвуковую эру, и Concorde станет одним из первых сверхбыстрых самолетов. Регулярные рейсы начались в 1976 году.
Время подтвердило эти предположения — кроме советского, неудачного конкурента Ту-144, Concorde за 27 лет эксплуатации не так появилось достойного соперника. Высокие эксплуатационные расходы, возраст строительства, низкий уровень комфорта, а также проблемы на авиационном рынке привели к тому, что 26 ноября 2003 года, после 27 лет работы в авиакомпаниях, Concorde совершил свой последний рейс. С тех пор на регулярных пассажирских рейсах не встречаются самолеты, скорость которых превышает скорость звука.
Космическое излучение
Concorde летал на вдвое большей высоте, чем большинство пассажирских самолетов – 18 километров. Из-за этого возникли опасения по поводу чрезмерного воздействия на пассажиров вредных космических лучей. Скоро стало очевидно, что опасения не оправдались.
Все из-за того, что большая высота полета и, следовательно, большая радиационное излучение компенсировались более коротким пребыванием в воздухе. На практике пассажиры подвергались воздействию радиации в меньшей степени, чем при обычных полетах пассажирских самолетов.
Давление в салоне
Полет на необычно большой высоте означал повышенные требования к конструкции Concorde. Для комфорта пассажиров в герметичном салоне поддерживалось давление, эквивалентная давлению 1800 м над уровнем мора. Ведь разгерметизация салона при полете на высоте 18000 метров означало быстрое и опасное изменение давления для пассажиров.
Чтобы уменьшить риск падения давления, иллюминаторы Concorde были меньше, чем у большинства пассажирских самолетов. Кроме того, машина была оснащена системой, которая в аварийной ситуации позволяла быстро довести самолет до безопасного потолка.
Красивый, аэродинамический силуэт Concorde не был идеальным с практической точки зрения. Все из-за подвижной части – опускаемому носу самолета. Во время взлета и посадки он был опущен, чтобы пилоты могли наблюдать за взлетно-посадочной полосой.
Гидравлические цилиндры могли опускать движущийся фронт самолета на 12,5 градуса, но во время типичной операции максимальный прогиб использовался только на короткое время при посадке — когда самолет спускался над взлетно-посадочной полосой, пока задние колеса не коснулись земли. В этот момент нос был поднят, чтобы избежать риска повреждения, когда передние колеса также касаются поверхности взлетно-посадочной полосы.
Concorde – самый известный сверхзвуковой пассажирский самолет. Несмотря на свою известность, он был не первым — машина аналогичного назначения появилась чуть раньше, в декабре 1968 года. Ту-144, из-за его сходства с западным самолетом, получил прозвище “Конкордский”. Однако, по сравнению с французско-британским самолетом он был сильно “сырой” машиной. Существует мнение, что Ту-144 являлся пиратской копией, однако, если бы было так, то ему повезло бы больше. В советской промышленности более или менее удачные легальные и нелегальные копии всегда оказывались лучше собственных моделей в силу несовершенства социалистической системы управления. Хотя, нет сомнений, что советской разведке удалось заимствовать часть технических решений у Concorde, но поспешность с которой создавался Ту-144, чтобы доказать сомнительные превосходства советской школы, стала причиной нескольких трагедий.
Из-за несовершенства двигателей, с которыми у советский промышленности всегда были проблемы, дальность полета “Конкордского” была небольшой, а конструктивные недоработки стали причной двух трагических катастроф, после которых, в 1978 году, Ту-144 был снят с эксплуатации на пассажирских рейсах. Всего на этом типе самолетов было выполнено 102 коммерческих рейса, из которых только 55 были осуществлены с пассажирами на борту. В других случаях они служили в качестве почтовых самолетов. После официального снятия с эксплуатации Ту-144 этот тип машины использовался для различных типов экспериментов. Последний полет Ту-144 состоялся в 1999 году.
Первым звонком, который можно было расценить как предупреждение о том, что конструкция неудачна, была катастрофа Ту-144 на авиасалоне в Париже в 1973 году во время демонстрационного полета (через много лет традицию катастроф наспех сварганенных самолетов во время демонстрационных полетов продолжил печально известный SSJ-100, разбившийся в Индонезии). Тогда самолет неожиданно вошел в крутое пике, затем развалился в воздухе и рухнул на один из пригородов Парижа. Погибло 6 членов экипажа и 8 человек на земле, включая 3 детей. Совместная французско-советская комиссия, расследовавшая причины катастрофы, не признала ими однозначно конструкционные ошибки, но материалы дела были засекречены, а это породило не только домыслы, но и подозрение, что Комиссия не была достаточно объективна.
Тем не менее в 1977 году в СССР самолет был принят в эксплуатацию. Но уже через год после начала регулярных рейсов во время испытательного полета разбился серийный экземпляр, который планировалось поставить на маршрут Москва-Хабаровск. Погибли двое из 8 членов экипажа. В этот раз причинами катастрофы были признаны конструктивные недостатки топливной системы ВСУ, вызвавшие на борту пожар. Мастерство летчиков позволило посадить им горящую машину в болотистой безлюдной местности.
Печальный итог — на 16 редко летающих машин 2 катастрофы и 16 погибших.
Европейский Concorde, летал чаще и гораздо дольше (за месяц он совершал больше рейсов с пассажирами, чем Ту-144 за всю свою историю). Первая катастрофа с трагическим исходом произошла в 2000 году, погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Тогда встал вопрос о снятии его с эксплуатации. Сертификат летной годности был отозван. Через некоторое время компаниям Air France и British Airways его удалось восстановить, но серия мелких инцидентов заставила их отказаться от сверхзвуковых авиалайнеров до того, как произошла бы очередная трагедия.
Крушение Air France 4590
Гвоздем в крышку гроба для Concorde оказался катастрофой 25 июля 2000 года. Во время взлета Concorde наехал металлическую часть, которая упала с другого самолета, разорвала шину, а ее части пробили топливный бак в крыле, вызвав пожар.
Что еще хуже, самолет уже превысил скорость, с которой можно было прервать взлет и безопасно затормозить. В то же время скорость была слишком низкой для безопасного старта, а тем временем огонь перекинулся на двигатели. Concorde, поднявшись в воздух, через несколько секунд упал на землю и загорелся.
Важно отметить, что объяснение причин аварии не развеяло всех сомнений, поскольку установленному ходу событий противоречат, среди прочего, свидетельства некоторых очевидцев. По мнению некоторых экспертов Другие факторы, такие как ошибки экипажа, перегрузка и изменение погодных условий, могли повлиять на ход аварии. Существовали и различные конспиративные теории. Как бы там не было, катастрофа была одной из причин, по которой самолеты Concorde были выведены из эксплуатации несколько лет спустя. С другой стороны в Соединенных штатах были введены жесткие экологические нормы, в том числе касающиеся уровня шума.
Concorde – роскошь и теснота
Благодаря техническому прогрессу и краткому времени полета Concorde считался самолетом класса люкс. Это впечатление усиливалось, среди прочего, подачей во время полета изысканных блюд, присутствием на борту известных политиков и знаменитостей, что всегда подчеркивали рекламные проспекты французских и британски авиакомпаний. Однако по современным меркам Concorde был тесной и неудобной машиной.
Это было связано с тем, что узкий фюзеляж, оптимизированный для скоростных полетов, не позволял предоставить много места пассажирам и членам экипажа. В нем было только четыре ряда кресел (2х2, с центральным проходом), которые, к тому же, располагались довольно близко друг к другу.
Несостоявшийся конкурент из США
Еще менее популярным, чем неудачный близнец Конкорда из Советского Союза, оказался почти неизвестный сверхзвуковой пассажирский самолет, разрабатываемый в Соединенных Штатах. Им был Боинг 2707, заложенный с гораздо большии размахом. Самолет должен был принимать на борт 300 пассажиров и летать на скорости 3 Маха. До завершения двух прототипов к нему проявили интерес 26 авиакомпаний.
Благодаря тому, что американские инженеры были на голову выше, чем французские, не говоря уже о советских, у машины был ряд инновационных решений, таких как широкий фюзеляж, современное оборудование высшего пассажирского класса (включая телевизоры в подголовниках кресел), а также бортовое оборудование, известное как glass-cockpit. Однако анализ рентабельности эксплуатации таких машин был отрицательным, поэтому в 1971 году программа разработки этой машины была окончательно свернута.
Летаем все медленнее
Эра регулярных сверхзвуковых полетов еще не наступила. Более того, средняя скорость пассажирских самолетов сегодня ниже, чем несколько десятилетий назад. Это связано с тем, что авиакомпании максимизируют свою прибыль, сокращая расходы там, где это возможно. Одной из самых больших статей затрат является топливо, и снижение средней скорости на кажущуюся малую величину (например, 3 мили в час) обеспечивает ощутимую экономию топлива.
Отдельной проблемой является также манипулирование номинальным временем полета с целью увеличения запаса прочности, связанного с небольшими задержками. Дело в том, что перевозчик может показать в статистике самый высокий процент пунктуальных прибытий. В настоящее время погоня за скоростью наблюдается в основном в деловой и медицинской авиации, где действительно каждая минута на счету.
Но вообще говоря, идея быстрых пассажирских рейсов не умерла с Concorde. Хотя в настоящее время ни одна авиакомпания не эксплуатирует сверхзвуковой пассажирский самолет, многие конструкторские бюро и перевозчики рассчитывают на использование таких машин в будущем.
Примером является 55-местный самолет Overture, разработанный компанией Boom Supersonic, или небольшой пассажирский самолет Spike S-512, созданный конструкторами Spike Aerospace, а также проекты крупных корпораций, таких как Boeing. Так что есть вероятность, что после перерыва, вызванного выводом из эксплуатации Concorde, в ближайшее время в небе вновь появится сверхзвуковой пассажирский самолет.
Андрей Бочкарев