Dreamliner в ангаре

Торговая война с Китаем: производство Dreamliner под угрозой

Торговая война между Соединенными Штатами и Поднебесной вынуждает китайские авиакомпании воздерживаться от заказа американских самолетов. Сегодня китайцы получают 17 процентов всей продукции Boeing. Генеральный директор Boeing Деннис Муйленбург подтверждает: «Да, возникли проблемы».

 Dreamliner  в ангаре
Dreamliner в ангаре

Заказы не только на B787 находятся под угрозой, но и на B777x, которые должны быть скоро поставлены клиентам, а первые экземпляры еще не покинули завод. В случае второй модели возникли дополнительные проблемы, когда во время испытаний на внутреннее давление в воздух вылетела дверь грузового отсека. В результате дата дебюта машины была перенесена с осени 2019 года на весну 2020 года.

Деннис Муйленбург, с другой стороны, уже открыто признает, что напряженность в отношениях между США и Китаем, скорее всего, заставит Boeing замедлить темпы производства. Это серьезный удар в ситуации, когда производство MAX также замедляется, и теперь оно должно составлять около 55 машин в месяц, тогда как из-за невозможности доставлять их покупателям сейчас производится 42. А Dreamliners и MAX ранее были основными источниками дохода Boeing. «Мы все время надеемся, что спор закончится взаимовыгодным соглашением. Но отсутствие такого соглашения представляет серьезную угрозу для производства широкофюзеляжных самолетов. Мы очень внимательно следим за ситуацией в целом, – признался генеральный директор Boeing в интервью Seattle Times.

В настоящее время Boeing производит 14 единиц Dreamliner в месяц, что является рекордным темпом, но уже появляются клиенты из Китая, не желающие их забрать в установленные сроки. Также нет новых заказов. «Если заказы не будут ускоряться, это неизбежно приведет к замедлению темпов производства машин, которое должно быть возобновлено к 2022 году», – говорит аналитик авиационного рынка Шейла Кахьяоглу. По ее мнению, Boeing объявит о замедлении производства в 2020 году. И это, безусловно, будет иметь место, если не будет новых заказов из Китая, которые занимают сильные позиции в прогнозах Boeing. Поставка 100 единиц B787 и 777X в настоящее время находится под угрозой.

Boeing и Airbus объявили прогнозы роста. Основой для оптимизма стала тенденция перевозчиков отказаться от старых моделей машин A330, A340 и B777 и заменить их более экологичными B787 и A350.

У Boeing нет проблем с наличными, это одна из самых богатых компаний в мире, но они могут оказаться в трудной ситуации, если возвращение MAX будет затягиваться. Денис Муйленбург до сих пор говорит о начале ноября 2019 года, хотя признает, что это возвращение не будет происходить одновременно во всех странах.

«Вероятность постепенного ввода в эксплуатацию MAX по всему миру очень высока», – заявил президент Boeing на конференции в Лагуна-Бич, штат Калифорния, на прошлой неделе. В то же время он выразил надежду, что регуляторы авиационного рынка будут удовлетворены изменениями в самом программном обеспечении, и что изменения в конструкции машины не потребуются. Отвечая на вопрос, как обстоят дела с тем, что в Airbus 320 есть три датчика скорости, а в B737 MAX только один, Муйленбург объяснил, что у Boeings и Airbus совершенно другая конструкция. В то же время он не скрывал, что с обеспокоенностью наблюдает за разногласиями между регуляторами отдельных стран и американской FAA.

«Теперь, однако, ситуация, что иностранные регуляторы начнут свою работу только тогда, когда FAA завершит сертификацию», – сказал Деннис Муйленбург и добавил, что он надеется на отсутствие политического влияния при принятии ключевых решений для Boeing.

Андрей Бочкарев