Вашингтонские аналитики из центра Teal Group прогнозируют начало периода прекрасных возможностей для производителей многоцелевых истребителей высшего ценового уровня.
Учитывая стоимость уже переданных заказчикам истребителей в последние годы, поставки за 2017 годы выросли на 9,1 проц., но, по прогнозу Teal Group в 2018 могут вырасти на 10 проц.
Самое интересное состоит в том, что здесь большая доля принадлежит самым дорогим самолетам, оцениваемым в сумму выше 75 миллионов долларов США за единицу. Разумеется, что тон задает здесь Lockeed Martin со своим рыночным хитом – F-35 Lightning II.
Пока шла фаза исследований и развития этого истребителя ценой вклада стран-участниц программы, трудно было окончательно оценить сколько приобретут самолетов даже страны-инвесторы. В настоящее время, как считает Ричар Эболафия, пришло время пожинать плоды успешного сотрудничества. В 2017 году концерн Lockheed Marti поставил 66 штук Join Strike Fighter, из которых 19 отправились зарубежным заказчикам. В текущем году запланирована поставка 90 штук, причем 30 – на экспорт.
В ближайшем будущем прогнозируется производство на уровне 150 штук в год, из которых 1/3 будет отправляться клиентам, находящимся за пределами Соединенных штатов. Lighning II к 2022 году захватит половину мирового рынка истребителей, даже если концерну Lockheed Martin не удастся выиграть ни одного из предстоящих тендеров. «Стоит обратить внимание, – говорит Ричар Эболафия, – что после завершения летных испытаний программы F-35, такие государства как Голландия, Норвегия и Турция оказались в списке заказчиков на срочное получение самолетов самой высокой ценовой категории. И, что поразительно – среди стран, которые сами либо в кооперации с другими странами уже развивают собственные программы многоцелевых истребителей (например, Eurofighter Typhoon), также оказались в очереди на покупку морской версии Lightning II.
Дорогие и требующие больших финансовых издержек многоцелевые истребители нового поколения такие, как F-35, меняют облик и инфраструктуру современных военно-воздушных войск. Ибо они оказываются наиболее эффективными и теоретически обеспечивают больше превосходство в воздухе. Поэтому их требуется гораздо меньше для выполнения тех же миссий. Поэтому в США они не будут количественно и пропорционально замещать флот старших моделей F-15, F-16, и даже A-10. А программа F-22 Raptor, как известно была урезана на 70 процентов, ибо один F-35 заменит несколько таких машин.
В связи с этим стоит взглянуть на рационально расходующую свой оборонный бюджет Голландию, которая изначально заявила о своем намерении приобрести 37 самолетов F-35. Однако после проведенного анализа в Гааге решили, что достаточно 34 единицы Joint Strike Fighter. Это означает решительны отход от линии, когда было заказано и приобретено целых 213 штук F-16. Налицо пропорция – 1/7.
Заметным трендом теперь является то, что ранее раньше считалось необычайным событием – покупка многоцелевых воздушных судов высшего ценового уровня. В 70-х годах прошлого века сенсацией была покупка Австралией самых дорогих по тем временам F-111. Затем мир был поражен покупкой F-14 шахом Ирана. Потом неординарным событием миру показалось взятие на вооружение в ВВС Японии и Израиля истребителей F-15. Однако, как считает аналитик Teal Group, число приобретателей самых дорогих импортных истребителей до 80-90-х годов ограничивалось числом 4. Затем в этот клуб вступили Южная Корея и Сингапур, приобретя F-15. Остальные клиенты довольствовались самолетами ценой до 40-60 млн долларов (Mirage 2000, F-16). А уже в 2015 клуб шестерки импортеров самых дорогих машин разросся до пятнадцати.
Лихорадка покупки самых дорогих истребителей принесла также профит французам, которым удалось договориться о продаже до сих пор плохо экспортировавшихся Rafale в Египет и Катар. При этом толстые пачки счетов к Каиру оплачивали богатые монархи стран Персидского залива. Rafale нашли также свое место в Индии буквально столкнув на обочину российские МиГи. Что интересно – Катар выбрал эксплуатацию целых трех типов самых дорогих истребителей. Кроме Rafale, он решил приобрести еще и F-15 и Eurofighter. Это означает, что 3 из четырех моделей доступных на рынке самых дорогих истребителей будет использоваться в ВВС одной страны.
Тут важно отметить, что даже Кувейт и Оман, выбрав Eurofighter, решили дополнить их число более дешевыми F/A-18 E/F Super Hornet.
Андрей Бочкарев