Беспрепятственное передвижение авиатранспортом по Европе находится под угрозой, потому что отдельные страны не могут согласовать существующие законы. Об этом предупреждает вице-президент IATA.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) несколько дней назад похвалила Европейский Союз за эффективную разработку паспорта вакцинации (DCC) и установила этот документ в качестве образца для подражания для других стран. Однако теперь IATA жалуется на Европейский Союз, так как отдельные страны не могут гармонизировать правила въезда.
В одной стране (например, в Польше) достаточно иметь документ, подтверждающий полную вакцинацию, и заполнить карту местонахождения в самолете, в других странах достаточно заполнить документ с информацией о состоянии здоровья, в третьей – необходимо предоставить (несмотря на вакцинацию) отрицательный результат теста на COVID-19.
«Свободное путешествие по Европе находится под угрозой, так как страны не могут согласовать существующие законы. В результате пассажиры сбиты с толку, и возобновление воздушного движения происходит не так быстро, как мы ожидали. А это, в свою очередь, отсрочит восстановление экономики», — предупреждает Рафаэль Шварцман, вице-президент IATA.
По информации, собранной этой организацией, 30 процентов страны, использующих DCC, не принимают результаты экспресс-тестов на антигены, 19 процентов не исключили из обязанности тестировать детей, а 41 процент не разрешает въезд вакцинированным пассажирам из стран, не входящих в ЕС, которые находятся в так называемом «белом списке». Когда дело доходит до карточек местоположения (Форма поиска пассажиров), 45 процентов стран согласны с их заполнением онлайн – 33 процента стран принимают как бумажные, так и онлайн подтверждения, а 11 процентов – не требуют никаких форм.
«Крайне важно, чтобы европейские страны унифицировали эти правила. В противном случае большие усилия по подготовке документов о вакцинации будут потеряны из-за путаницы с остальным законодательством. Как в этой ситуации должны возвращаться пассажиры, чтобы путешествовать, когда почти в каждой стране Европейского Союза действуют разные правила? В конце концов, они не могут быть уверены, нужно ли детям делать прививки или нет, и нужно ли им проходить тестирование? Нужно ли им заполнить бумажную декларацию или, может быть, достаточно онлайн-декларации? В конце концов, Европейский Союз едино, поэтому граждане стран-членов имеют право рассчитывать на единообразные правила, объясняет Рафаэль Шварцман.
В то же время IATA рекомендует пассажирам проверять свои DCC еще до того, как они прибудут в аэропорт, именно таким образом туда попадут только те, кто действительно может лететь. Такие решения уже внедрили Германия и Испания. Для этого создано официальное приложение, в котором будет записываться вся информация о здоровье. Там же должны находиться пункты нахождения. В 80 процентов стран ЕС таких приложений не используется. ИАТА также требует, чтобы на воздушном транспорте признавались быстрые тесты на антигены вместо требуемых в настоящее время дорогостоящих тестов ПЦР, и чтобы дети были освобождены от требований как тестирования, так и вакцинации. Все границы должны быть безоговорочно открыты для вакцинированных лиц, а пассажиры, прибывающие из стран с низкой заболеваемостью, должны допускаться без ненужных ограничений, например, на основании свидетельств о вакцинации или отрицательного результата теста для непривитых. В то же время IATA хвалит Нидерланды, Эстонию, Словению и Испанию за единообразные и прозрачные правила.
«К сожалению, опыт этого лета показывает, что цифрового доказательства вакцинации недостаточно. В этой ситуации мы призываем страны ЕС усердно соблюдать правила и поддерживать пассажиров, которые хотели бы путешествовать», — говорит Рафаэль Шварцман.
Андрей Бочкарев