Страницы истории авиации: забытый Dassault Aviation

Разработанный на рубеже 1960-х и 1970-х годов, Dassault Mercure был одним из первых проектов гражданских авиалайнеров, разработанных на предприятии Dassault Aviation. В итоге проект оказался провальным, и производство ограничилось всего 10 серийными машинами и 2 прототипами.

Dassault Mercure
Dassault Mercure

Идея создания Dassault Mercure родилась в середине 1960-х по инициативе Марселя Дассо, владельца Dassault Aviation. Согласно предположениям, самолет должен был составить конкуренцию все более популярному американскому Boeing 737. Для завода Dassault это был шанс выйти на новый рынок гражданских авиалайнеров, поскольку компания ранее специализировалась на производстве военных  и небольших пассажирских самолетов.

В 1967 году к проекту подключились французские власти, которые частично его профинансировали. В разработке машины также участвовали Aeritalia, которая отвечала за производство хвостовой части и задней части фюзеляжа, SABCA,  производившая закрылки, элероны, спойлеры и воздушные тормоза, CASA,  произвела два передних сегмента фюзеляжа, и F + W Emmen  производившей гондолы двигателей.

Dassault Mercure
Dassault Mercure

Работа над машиной длилась несколько лет, поэтому полет прототипа состоялся 28 мая 1971 года. 7 сентября 1972 года взлетел второй прототип, а 19 июля 1973 года состоялся первый полет серийной машины. Машина была сертифицирована для эксплуатации 12 февраля 1974 года, а последние сертификаты Dassault Mercure получили 30 сентября 1974 года.

Длина Mercure составляла 34,8 метра, размах крыла – 30,55 метра, а максимальная взлетная масса – 56 500 кг. Силовая  установка (в серийных машинах) состояла из  двух двигателей Pratt & Whitney JT8D-15, обеспечивающими максимальную скорость 704 км/ч и дальность полета до 2084 км. Базовый экипаж состоял из 3 человек (капитан, второй пилот и бортинженер),  в максимальной комплектации самолет мог принять на борт 162 пассажира.

Несмотря на амбициозные планы, интерес к Dassault Mercure с самого начала был незначительным. Единственной авиакомпанией, которая закупила 10 серийных машин и один восстановленный прототип, была Air Inter. Производство работало с 1971 по 1975 год. Эти самолеты использовались до 29 апреля 1995 года, когда состоялся последний коммерческий рейс. За это время эти самолеты совершили 440 000 полетов и провели в воздухе 360 000 часов. За это время они перевезли 44 миллиона пассажиров,  обеспечивая выполнение 98 процентов запланированных рейсов, без аварий и катастроф.

Концепция Dassault Mercure оказалась неудачной по нескольким причинам. Во-первых, самолет практически не давал никаких преимуществ по сравнению с американским Boieng 737.  А его дальность полета была даже меньше, что существенно ограничивало возможности использования. Затраты на производство также были относительно высокими, поскольку стоимость проектирования составляла 75 миллионов долларов, а стоимость единицы – 6-6,5 миллионов долларов на самолет. До наших дней в различном состоянии сохранилось 7 машин.

Андрей Бочкарев