Страницы истории авиации: учебно-тренировочный Nardi FN.305

Разработанный в 1935 году легкий учебно-тренировочный и учебно-истребительный самолет Nardi FN.305 был принят на вооружение военно-воздушных сил ряда стран. Однако набольшую известность получила его  модифицированная версия, совершившая перелет по маршруту Рим-Аддис-Абеба в 1939 году и установившая тогда рекорд скорости.

Nardi FN.305
Nardi FN.305

В первой половине LAR 30 на заводе Fratelli Nardi были начаты работы над учебно-тренировочным самолетом, самолетом связи и дополнительно учебно-истребительным самолетом. Готовый прототип двухместного учебно-тренировочного самолета поднялся в воздух 19 февраля 1935 года. Машина имела длину 7 м, размах крыла 8,5 м, вес 984 кг. Силовой установкой служил двигатель Fiat A.70S мощностью 200 л.с., со временем замененный двигателем Alfa Romeo 115 мощностью 185 л.с. Максимальная скорость составляла 300 км/ч, а запас хода – 620 км. В  варианте истребителя FN.305 оснащался  двумя 7,7-мм пулеметами.

Самолет показал хорошие результаты и вскоре было  запущено его  серийное производство для Regia Aeronautica и на экспорт. Были созданы три базовых варианта – FN.305A – двухместный учебно-тренировочный самолет, FN.305B – ​​одноместный учебно-истребительный самолет с открытой кабиной, FN.305C – одноместный учебно-истребительный самолет с закрытой кабиной. Был и специальный вариант FN.305D, который является одноместным дальнемагистральным самолетом с двигателем Walter Bora мощностью 200 л.с., адаптированный для установления рекордов скорости и продолжительности полета.

Производство самолетов осуществлялось на заводе Piaggio, поскольку у Fratelli Nardi не было достаточных производственных мощностей при относительно большом объеме заказов, поступавших из-за границы. Только итальянцы заказали 285 машин, Франция заказала несколько десятков машин, из которых 41 была поставлена ​​к началу Второй мировой войны, Венгрия заказала 50 машин, Румыния 31 (и сама выпустила 124 лицензионных экземпляра) и Чили 9. Кроме того, один экземпляр был отправлен в Болгарию для испытаний.

Самолеты эксплуатировались до 1948 года – последним пользователем были итальянские ВВС Aeronautica Militare Italiana. Многие машины были уничтожены во время войны, а некоторые итальянские машины были переданы Люфтваффе после капитуляции Италии.

Самым важным достижением FN.305 стал полет из Рима в Аддис-Абеба, совершенный в марте 1939 года FN.305D. Машина преодолела расстояние 4 463,8 км со средней скоростью 240 км/ч. Второй самолет в этой версии был куплен Югославией, которая  намеревалась использовать его для беспосадочного перелета через Атлантику, но в конечном итоге полет не был завершен.

На базе FN.305 было разработано несколько улучшенных машин FN.315 и FN.316.

Андрей Бочкарев