В первые годы развития авиации практически каждый полет был вызовом и шансом побить какой-либо рекорд. В январе 1911 года кубинские власти решили организовать авиашоу в Гаване и вручить приз первому пилоту, совершившему перелет из Ки-Уэста, штат Флорида, в Гавану. Смельчаком, который решил преодолеть 170-километровый маршрут, был Джон А. Д. МакКарди.
Маккарди родился 2 августа 1886 года в Новой Шотландии, Канада. Свою авиационную карьеру начал в 1907 году. У него уже было несколько рекордных полетов по Канаде, но перспектива выиграть приз за полет из Флориды на Кубу была очень заманчивой.
Размер учрежденного кубинскими властями приза составил 8000 долларов (сейчас более 200000 долларов). Идея совершить рекордный полет привлекла интерес даже американского флота, который предоставил 6 торпедных катеров и несколько других боевых кораблей для обеспечения сопровождения полета.
Корабли заняли позиции на всем запланированном маршруте полета, чтобы пилот мог легко сориентироваться (в то время у самолетов практически не было навигационных приборов) и в случае катастрофы помогли спасти пилота.
Маккарди планировал начать полет 24 января 1911 года, но плохая погода и сильный ветер вынудили его перенести старт на 30 января. Погода в тот день была очень хорошей, и все указывало на то, что канадского пилота ждет приятное путешествие.
Самолет без проблем взлетел и достиг крейсерской высоты около 300 м. Curtiss которым управлял МакКарди мог лететь со скоростью 77 км/ч. Приключение проходило без проблем. К сожалению, ситуация изменилась всего в нескольких километрах от Гаваны.
Измученный двигатель биплана буквально развалился — взорвались цилиндры. Пилоту ничего не оставалось, как спуститься как можно ближе к военному кораблю, который намеревался помочь ему. Это был торпедный катер USS Terry.
USS Terry – американский эсминец класса Paulding. Киль корабля был заложен 8 февраля 1909 года, спуск на воду состоялся 21 августа 1909 года. Стоимость постройки корабля составила 640 тысяч долларов (сейчас около 17 миллионов долларов). Корабль имел длину 89,5 метра и водоизмещение 890 тонн. Двигательная установка состояла из 3-х паровых турбин мощностью 12000 л.с., разгонявших корабль до 30 узлов. Вооружение состояло из 5 76-мм орудий и 6 460-мм торпедных аппаратов. Во время Первой мировой войны корабль сопровождал конвои в Атлантике. После войны его превратили в корабль береговой охраны США. В 1934 году он был снят с вооружения и списан.
Самолет относительно благополучно приводнился, а экипаж эсминца быстро выловил МакКурди. Хотя пилот не добрался до Гаваны, его полет вошел в историю как первое спасение пилота в море.
Несмотря на крушение самолета власти Гаваны решили вручить награду пилоту, потому что все-таки пилот прибыл в кубинские территориальные воды во воздуху. Во время пышного торжества Маккарди получил конверт с денежным призом. К сожалению, когда я открыл его в номере отеля, оказалось, что в нем нет денег. Вероятно, их украл какой-то коррумпированный политик, хотя воровство и коррупция на Кубе еще не достигли тех масштабов, которые развила семья Фиделя Кастро после революции.
В последующие годы Джон Маккарди продолжил свои приключения в авиации. Однако в 1916 году ему пришлось прекратить самостоятельные полеты из-за проблем со зрением. Во время Первой мировой войны Маккарди основал первую авиационную школу в Канаде, а в 1915 году возглавил аэродром Лонг-Бранч, первый аэропорт Канады.
В последующие годы он занимался развитием авиации Канады. Скончался Джон Маккарди 25 июня 1961 года в возрасте 74 лет.
Андрей Бочкарев