remove before flight

Спешите медленно – несколько наставлений пилотам частных самолетов

Известная пословица гласит «поспешишь – людей насмешишь». Каждый из нас, отправляясь в школу, внезапно вспоминал, что не взял кроссовки на физкультуру. В утреннем хаосе и дефиците времени можно забыть или потерять самое важное. Но это не критично для вашей жизни. В конце концов, можно побегать по спортзалу босиком. Если внезапно забудете таблицу умножения, это также не смертельно. На крайний случай у вас есть калькулятор. Однако бывают ситуации, когда, несмотря на запасные выходы, которые мы знаем, удача больше не может нам сопутствовать. А в авиации мы вообще не имеем права на нее полагаться. Несмотря на длительную подготовку, регулярную переэкзаменовку и т.д., мы подвержены человеческому фактору, эффекты от которого не очень приятные. В школе нас пожурит или поставит плохую отметку учитель, но в работе пилота ошибка или забывчивость грозят катастрофой ….

remove before flight
На левом (по ходу полета) крыле явно видна табличка “remove before flight”, установленная на фиксаторе предкрылка

Американцы, которых считают склонными облегчать себе существование, разработали для авиации так называемые check list. Это формы бумажной помощи, которые не позволяют «что-то» забыть, когда мы начинаем воздушные операции в районе самолета. Короче говоря, их наличие и содержание информируют нас о том, что мы склонны к рутине, которая во время беспорядка может преподнести сюрприз. Сheck list сопровождаются красными памятками, часто находящимися в закутках планера самолета, висящими тут и там или закрывающими критичные устройства. На них есть надпись: Remove Before Flight! («Удалите перед полетом!»). Казалось бы, трудно пройти мимо этой надписи равнодушно …

Весеннее утро, безветренный день, какая-то опытная команда готовится к двухчасовому перегону самолета. Погода временно задерживает вылет. Самолет закреплен, снабжен фиксаторами на движущихся поверхностях. Экипаж еще не определял между собой, кто находится в командирском кресле, а кто – на месте второго пилота. Утренний хаос, вызванный стремлением успеть попасть в окно хорошей погоды, набирает обороты. Другие экипажи уже начали подготовку к вылету. Тем временем механик проводит проверку двигателя. Второй механик вылезает из самолета. Экипаж наблюдает.

Проверка двигателя прошла успешно …, самолет полностью заправлен, в прогнозе погоды появляется окно, поэтому вылет запланирован через час. Уйма времени. Принято решение вылетать. Экипаж направляется в самолет. В кабину садятся два пилота, разделяют роли. Запуск двигателя, сеанс радиосвязи, просмотр карты. Наконец, рулежка и … разбег. Командир на разбеге в определенный момент краем глаза смотрит на указатель скорости и …видит, что стрелка стоит! Он информирует второго пилот, что у него нет показаний скорости. Перемещает взгляд на полосу, самолет находится на взлетной скорости и достигая конца луга, взлетает, командир слегка поднимает нос, выравнивая его, чтобы получить безопасную скорость подъема. Между тем второй пилот информирует о том, что у него тоже нет показаний скорости. Он оглядывается и видит, что приемник воздушного давления закрыт предохранительной крышкой. Самолет пролетел над деревьями, пилот поддерживает правильное положение на подъеме, прошло меньше минуты с момента разбега.

Второй пилот смотрит вправо и сообщает на этот раз, что «у нас также нет элеронов …». Командир оглядывается через левое плечо и видит – элероны закреплены штормовыми стопорами. Экипаж смотрит на друг друга с легкой улыбкой, и второй пилот принимает решение о возвращении в аэропорт. Второй, с учетом большого опыта на данном типе самолетов, берет на себя управление и, делая большой круг, снижается. Командир передает краткую информацию по радио и в одно мгновение легко садит самолет. Удачно приземление в конце полосы, чтобы не привлекать внимания праздных зевак. Остановка двигателя, пилоты выпрыгивают из кабины и снимают предохранительные крышки и струбцины с элеронов, тут появляется руководитель полетов, удивленный необычным поведением экипажа …

Большая небрежность со стороны экипажа, в этот раз пронесло … Хорошо, что механики удалили фиксаторы на рулях высоты и направления, благодаря чему пилотам удалось подняться и развернуться. И в этот день не было сильного ветра, что не мешало самой посадке. Экипаж на этапе планирования полета должен определить разделение ролей в кабине. Независимо от механиков, крутящихся вокруг самолета, экипаж (назначенный командир) должен обойти самолет, выполняя так называемые walk around и не допускать даже мысли о том, что, раз механики осмотрели самолет, они сделали все остальное. В кабине находится check list, его следует прочитать, а штурвалы перед вылетом проверить на «полный ход».

Недопустимая ситуация

Иной пилот оказался менее удачлив. Выстроился целый ряд медленных событий, которые превратились в швейцарский сыр с ужасающим концом. Не анализируя обстоятельства, не раскрывая личность пилота и другие аспекты, следует указать на совершенно аналогичный ход как в ситуации, упомянутой выше. Ранняя весна, короткий день, послеполуденное время. Опытный пилот частного самолета в спешке готовится в обратный полет с одного из маленьких аэродромов. На обратном пути он намеревается навестить своих друзей, поэтому он планирует промежуточную посадку, и, таким образом, он осознает, что после наступления сумерек дальнейшее возвращение может произойти в не самых идеальных условиях видимости. Он начинает разбег, убирает шасси и обнаруживает, что индикация скорости отсутствует. Визуальный осмотр через плечо и …видит на трубке Пито (приемник воздушного давления), белую веревочку с красной табличкой «удалить перед полетом». Пилот принимает решение о возврате и посадке, чтобы снять предохранительные крышки. Посадка заканчивается серьезным ущербом для самолета, в результате чего самолет остается на аэродроме, а пилот возвращается домой по железной дороге.

Торопливость и приоритет, отданный посещению друзей, в конце дня лишили пилота желания совершить предполетный осмотр самолета. И еще из-за большей спешки спуститься на землю пилот забыл выпустить шасси. Безопасность полета не должна быть предпочтительнее других вопросов. Лучше отказаться от посещения друзей и 10 минут посвятить своему собственному брифингу, завершить полет или хотя бы свести к минимуму риск, который, в конце концов, всегда существует, несмотря на педантизм даже самых кропотливых экипажей. Несколько недель спустя, такие же обстоятельства привели к крушению этого самолета и смерти этого пилота. Бывают ситуации, когда спешка убийственна.

И наконец … однажды меня попросили полететь в качестве пилота-наблюдателя с пилотом-командиром, владельцем частного самолета, который только-только получил лицензию. Горный аэропорт, самолет относился к так называемым «сложным» и с задним хвостовым колесом, а к тому же дул сильный боковой ветер с порывами. Прежде чем мы сели в самолет, я спросил у хозяина, провел ли он предполетный осмотр. Тот неохотно ответил, что провел. Сев в кабину, я бегло познакомился с показаниями на панели приборов и начал наблюдать за действиями владельца. После того, как он запустил двигатель я сосредоточил свое внимание на последних этапах перед рулежкой. Смотрю влево и вижу … закрыт приемник воздушного давления. Я сказал ему, чтобы он вышел и снял крышки, но никакой реакции не последовало. Через мгновение я услышал: «Я всегда оставляю трубку на последний момент, после проверки двигателя я выхожу и убираю крышку…». После нескольких полетов с этим свежеиспеченным пилотом, я сказал инструктору, что он еще нуждается в длительном наблюдении и выработке навыков самостоятельной подготовки к полету и пилотированию.

Приемники воздушного давления на реактивном самолете
Приемники воздушного давления на реактивном самолете

Правило заключается в том, что перед тем, как занять место в кабине, помимо осмотра самолета, не обходимо снять с него все, что было установлено для обеспечения сохранности его узлов на время его стоянки. Пока вы не убедитесь, что самолет внешне технически готов к старту, вам не разрешается садиться в кабину. Когда наступит зима, будет еще лед, снег и иней, которые станут естественным «препятствием» для начала полета. Тщательная их очистка должно стать таким же правилом, как и снятие стопоров, фиксаторов, предохранительных крышек.

Знание технических и общих правил перед полетом, знание вашего собственного самолета, знание контрольных списков и желание учиться и слушать наблюдения наших инструкторов являются ключом к улучшению и поддержанию безопасности. У вас могут быть знания, опыт, но вы должны помнить, что всегда есть несчастный случай. Плохо, когда уровень знаний недостаточен. Но еще хуже не предпринимать предписанных действий, сознавая потенциальные ошибки, угрозы и их возможные последствия.

Андрей Бочкарев