“Скупой платит дважды” или как Boeing привлекал компании из Индии и России к работе над 737-м – могло ли это привести к трагедиям?

В последние дни стало известно, что Boeing полагался на контрагентов для разработки и тестирования программного обеспечения. В рамках известного и популярного во всем мире аутсорсинга сотрудники, зачастую из стран, не имеющих значительных авиационных традиций, таких как Россия или Индия, зарабатывали всего по 9 долларов США в час.
Если верить в старую поговорку «скупой платит дважды», то теперь Боинг подтвердил ее правдивость. По сообщениям, аутсорсинг некоторых процедур иностранным компаниям привел к тому, что американский производитель столкнулся с недоработками, задержками, увеличением расходов на контроль за выполняемые иностранными компаниями работы. Обширный отчет экспертов показал, что иностранные инженеры-подрядчики частично участвовали в программе 737 MAX, которая включала, среди прочего:

ИТ-специалисты из индийской компании HCL Technologies разрабатывают и тестируют программное обеспечение для отображения данных на мониторах 737 MAX. Сотрудники другой индийской компании Cyient Ltd. занимались программной поддержкой устройств, используемых для летных испытаний программы 737 MAX.

Однако Boeing утверждает, что он не полагался на инженеров из HCL или Cyient в системе MCAS, которая была ответственна за две катастрофы B737 MAX 8: номер линии Lion Air JT610 и рейс ET302 линии эфиопских авиалиний. Функция автоматического управления полетом B737 MAX, называемая системой увеличения характеристик маневрирования (MCAS), была разработана для предотвращения быстрого сваливания. MCAS работает путем наклона части горизонтального стабилизатора в хвостовой части самолета.

Много недоработок и мало эффективности

Большинство компаний утверждают, что с аутсорсингом все в порядке. Иногда это может быть преимуществом, если у компании многолетний опыт или имеется подходящая команда для работы в конкретном типе проекта. Более того, сторонняя компания может просто привлекать лучших кандидатов с высокой квалификацией, чем крупные корпорации. Хорошим результатам также может способствовать очень высокий стандарт обучения сотрудников по данной узкой теме. Однако аутсорсинговый сектор  Boeing привел к нескольким крупным проблемам:

Хотя HCL уже не раз выполняла заказы в соответствии со спецификациями Boeing, ее бывший инженер рассказал СМИ, что это было довольно спорное решение, поскольку HCL был гораздо менее эффективен, чем инженеры Boeing, и разработка нового кода заняла много времени, поскольку код, написанный HCL, никогда не выполнялся правильно.

В 2008 году один из работников проекта B787 пожаловался на то, что отправлял чертежи команде в России ровно 18 раз. Из-за того, что детекторы дыма были неправильно включены в электрическую систему.

B787 начал эксплуатироваться на три года позже, чем планировалось, а бюджет по программам был превышен на несколько миллиардов долларов. Все это было вызвано путаницей, внесенной стратегией аутсорсинга.

«У нас были проблемы с командой из Индии все время. Они соответствовали требованиям как таковым, но мы определенно могли бы сделать это лучше и подсчитать затраты, намного дешевле», – сказал Чарльз Лавджой, бывший инженер-испытатель Boeing.

Цена является основным фактором в аутсорсинге

Снижение себестоимости продукции, по-видимому, является основным фактором во многих решениях Boeing, для которого большая часть привлекательности внешнего аутсорсинга заключалась лишь в низкой цене. Многие инженеры или ИТ-специалисты в Индии получают от 9 до 11 долларов США в час по сравнению с 35-45 долларов США в час для сотрудников США. Комментарий Вэнса Хильдермана, соучредителя TekSci, который говорит своим клиентам, что благодаря дополнительному надзору более дешевая почасовая ставка в реальности возрастает до более 80 долларов в час. TekSci является поставщиком подрядчиков из авиационной отрасли, но в прошлом она теряла контракты только со стороны иностранных конкурентов. Теперь Хильдерман утверждает, что его компания восстанавливает часть своего бизнеса, и в настоящее время исправляет ошибки после конкурентов из Индии и России.

Кроме того, инженеры, работающие над проектом 737 MAX, жаловались на давление со стороны менеджеров, чтобы ограничить внесение изменений, если они требуют дополнительного времени или увеличения стоимости всего проекта. «Boeing делал все возможное, почти все, что вы можете себе представить, чтобы снизить затраты, в том числе перевод нашего отдела из Puget Sound, потому что мы становились очень дорогими», – сказал Рик Людтке, бывший инженер Boeing, уволившийся в 2017 году.

Акцент на снижение затрат шел рука об руку с увеличением количества заказов. Опубликованная  статья в Bloomberg также показывает, что в обмен на то, что Boeing инвестировал 1,7 миллиарда долларов в индийские компании (такие, как HCL и Cyient), в 2005 году линия Air India подписала заказ B787 на сумму 11 миллиардов долларов. На аналогичных условиях выполнялись последующие инвестиции заказы и запуск больших проектов в Индии, включая планируемую поставку около 205 самолетов B737 индийской авиакомпании SpiceJet.

Boeing опровергает обвинения

К сожалению, СМИ выставляют кризис Boeing как пример отсутствия хорошего тона в общении после очень серьезной проблемы. В «Sydney Morning Herald» представитель прокомментировал спор довольно лаконичным и предсказуемым образом:
«Boeing имеет многолетний опыт работы с поставщиками и партнерами по всему миру. Наша главная цель — всегда гарантировать, что наши продукты и услуги безопасны, высочайшего качества и соответствуют всем применимым нормам», – говорится в заявлении, направленном в австралийскую газету.

Андрей Бочкарев