В 1919 году британские авиаторы Джон Алкок и Артур Виттен Браун выиграли приз, учрежденный газетой Daily Mail, став первыми, кто связал полуостров Лабрадор с Ирландией за 16 часов по воздушному мосту. Они совершили миссию на борту модифицированного двухмоторного бомбардировщика Vickers Vimy.
Это был первый безостановочный перелет через Северную Атлантику, достижение, которое позже, в 1927 году, повторит Чарльз Линдберг — один из величайших пилотов всех времен и народов. Большой заслугой американского пионера было то, что он совершал одиночные полеты из Нью-Йорка в Париж.
Достижение Линдберга стал важной вехой в развитии регулярной коммерческой авиации в Соединенных Штатах и во всем мире, оказавшее огромное влияние на новые конструкции планеров и двигателей. Северная Атлантика была покорена воздушным путем и с тех пор стала самым важным в мире коридором для коммерческих авиаперевозок.
Авиакомпании все чаще стали эксплуатировать многомоторные самолеты (от двух до четырех двигателей), которые оснащались в основном радиальными двигателями внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. В коммерческой авиации на тот момент еще отсутствовали нормативные акты, оговаривающие основные условия безопасности в отношении максимального расстояния, на которое самолет мог бы вылететь из аэропорта, выбранного в качестве абсолютно безопасной альтернативы для посадки в конфигурации с одним двигателем.
“Потеря” одного из двух двигателей необязательно должна рассматриваться как чрезвычайная ситуация, требующая немедленного реагирования пилотов. С почти равной частотой это может быть (и случалось) “профилактическое отключение двигателя”, например, при ненормальном нагреве головки цилиндра, масла или падении давления смазочной жидкости. Все, чтобы попытаться спасти двигатель от дальнейшего повреждения, если кратковременные условия полета позволяли выполнять такие процедуры.
Первое постановление появилось еще в 1936 году. Для его более быстрого и немедленного принятия оно касалось уже находящихся в эксплуатации самолетов и тех, которые еще находились в проекте: независимо от типа коммерческого самолета и количества двигателей было установлено, что летные операции были ограничены районом, могущим гарантировать максимальное расстояние, соответствующее 100 морским милям (или в среднем одному часу полета для большинства воздушных судов того времени) до аэропорта, выбранного в качестве альтернативы.
В то время родилось понятие ETOPS (Extended Range Operation with Two-Engine Airplanes – расширенная дальность полета с самолета с двумя моторами), аббревиатуру которой некоторые шутники расшифровывали как “Engines Turn Or Passengers Swim” (или двигатели запускаются или пассажиры плавают).
Реактивные самолеты
Авиационные операции на самолетах, такие как Douglas DC-3, DC-4 и DC-6, могли бы добиться больших успехов с поршневыми двигателями Pratt & Whitney, однако и те были далеки от надежности современного реактивного двигателя. В начале 1970-х годов стало ясно, что пределы операций ETOPS с реактивными двигателями могут быть в два, а затем даже втрое или больше, как это на самом деле произошло в дальнейшем.
Это связано с тем, что, по статистике, вероятность отказа двигателя в полете по отношению к общему количеству часов полета уже достигла 1 отказ на 100 000 часов полета. А как насчет очень гипотетической возможности поломок обоих двигателей по различным причинам ? Такое может произойти только в фильме-катастрофе или научной фантастике, поскольку, согласно самым пессимистичным расчетам для продукции Airbus, может происходить один раз в 17 880 лет! Это будет единственный раз, когда пассажиру придется плавать.
В 1985 году предел ETOPS увеличился до 120 минут, а в 1988 году — до 180 минут. С новыми ограничениями большая часть мира могла быть покрыта маршрутами, которые являются почти прямыми. Лучший пример можно увидеть на типичном рейсе, соединяющем международные аэропорты Джона Кеннеди в США и Хитроу в Великобритании.
Boeing 767 был самолетом, который FAA одобрило для ETOPS на 120 минут в мае 1985 года. 767 также получил известность в марте 1989 года, когда он стал первым коммерческим самолетом, одобренным для ETOPS на 180 минут, что позволило ему совершать большее количество трансокеанских рейсов (Атлантический и Тихий океан) быстрее и экономичнее. Boeing 777 был первым коммерческим самолетом, спроектированным для операций ETOPS с одним двигателем, резервных систем и специальных процедур, что сегодня обычным делом для других самолетов. Airbus начал свои эксперименты с двумя двигателями в 1974 году. Пробные полеты A300B4 предшествовали официальному принятию регламента ETOPS более чем на десятилетие.
Более 300 минут
Сертификация 180/207 минут позволяет покрыть рейсами 95 процентов поверхности планеты. Сертификаты ИКАО распространяются на все современные коммерческие авиалайнеры с двумя двигателями и более двигателями, включая все семейства самолетов Airbus, Boeing 737, 757, 767, 777 и 787, Embraer E-Jets и ATR72.
В октябре 2014 года EASA сертифицировала Airbus A350XWB по ETOPS 370 минут, а ранее, 12 декабря 2011 года, Boeing получил сертификат FAA для операций с одним двигателем продолжительностью до 330 минут, который был распространен на самолеты модели 777, оснащенные двигателями General Electric.
После выполнения условий технического обслуживания, обучения, установки специального бортового оборудования ETOPS, воздушное судно получает сертификат, указывающие максимальный срок, в течение которого коммерческий реактивный или турбовинтовой самолет может работать в случае аварии или остановки одного из двигателей: ETOPS-75, ETOPS-90, ETOPS-120/138, ETOPS-180/207, ETOPS-240, ETOPS-330 и ETOPS-370.
Утверждение происходит в два этапа. Во-первых, комбинация мотор-самолет должна соответствовать требованиям ETOPS при сертификации типа. Это может включать в себя отключение двигателя самолета на все время полета до альтернативного аэропорта. Этот тест часто проводится в середине океана — например, если самолет проходит испытания в диапазоне ETOPS-180, он будет летать три часа с одним двигателем. Во-вторых, оператор должен провести испытательный полет в соответствии с правилами ETOPS своей страны.
Именно огромная надежность современного авиационного двигателя позволяет крупнейшему коммерческому самолету на планете летать с одним двигателем многими часами с соблюдением условий полной безопасностью, обеспечивая еще большую эффективность коммерческой авиации.
Андрей Бочкарев