Правительство Швеции решило не поддерживать Norwegian Air, находящуюся в тяжелом финансовом положении. Стокгольм пришел к выводу, что только перевозчики, чьи операции можно было считать прибыльными в последний день 2019 года, могут подать заявку на получение гарантии по кредиту.
Norwegian обратился за помощью к шведам, сославшись на важность, которую авиакомпании играют в воздушном транспорте Швеции. Однако запрос перевозчика не был одобрен — правительство Швеции оговорило, что только те авиакомпании, которые были прибыльными по состоянию на 31 декабря 2019 года, имеют право обращаться за гарантиями по кредиту.
Решение было принято Управлением по вопросам долговых обязательств. “Согласно оценке Norwegian по состоянию на 31 декабря 2019 года, имеет место очень высокий риск того, что Norwegian не сможет выполнить свои финансовые обязательства, и было обнаружено, что компания не может управлять дальнейшим долгом. (…) Следовательно, просьба Norwegian была отклонена”, – говорится в обосновании решения.
Представитель Norwegian сообщил нашей редакции, что процесс принятия решений был довольно случайным. Первоначально в долговом управлении сообщили авиакомпании, что обращение не будет рассматриваться. Однако оно передумало из-за опасений по поводу регулирования конкуренции ЕС, но рассмотрев вынесло отрицательное решение. Тем не менее решение представляется окончательным, так как возможность апелляции отсутствует.
Представители Norwegian удивлены тем, что Швеция не хочет обеспечивать тысячи рабочих мест, которые норвежский перевозчик предлагает в этой стране. Представитель компании поясняет, что шведское долговое управление не приняло во внимание миллионы иностранных туристов, а также их доходы, которые ежегодно путешествуют в Швецию этой недорогой авиакомпанией.
При этом, авиакомпания SAS могла рассчитывать на помощь шведского правительства, что явно не понравилось руководству Norwegian. “Это ясно показывает, что конкуренция в Швеции нежелательна”, – сказала Шарлотта Холмберг Якобссон, руководитель службы коммуникаций, о решении выделить для SAS миллиарды шведских крон, отказывая Norwegian в “нескольких сотнях миллионов”.
Благодаря быстрому росту, Norwegian стала третьей по величине бюджетной авиакомпанией в Европе и крупнейшим иностранным перевозчиком, обслуживающим Нью-Йорк и другие крупные города США. Однако, наряду с динамичным расширением, к концу 2019 года долг и обязательства авиакомпании составили почти 8 млрд долларов. Кризис перевозчика усугубился пандемией коронавируса.
Андрей Бочкарев