В середине декабря Вечеслав Богуслаев подтвердил продажу украинского производителя авиадвигателей китайским инвесторам. Однако это не означает автоматического поглощения. Украинское антимонопольное ведомство должно еще сказать свое слово. На заднем плане развивается политическая игра, в которой Вашингтон играет первую скрипку.
«Я мог бы закрыть завод, сократить количество работников. Такие проблемы стояли передо мной. Поэтому мы решили найти инвестора. Именно поэтому мы поехали в Китай и поговорили», – объяснил 80-летний владелец компании.
В июне этого года компания Skyrizon из Пекина подала заявку на покупку 50 процентов акций украинской компании «Motor Sich». Это предложение было предварительно одобрено. Запланированная сделка вызвала недовольство правительства США, которое не хотело бы, чтобы Китай стал независимым игроком рынка. Уже в августе советник по безопасности США Джон Болтон отправился в Киев. «Военные и стратегические технологии не должны попасть в руки потенциальных противников. Мы информируем друзей и партнеров об опасностях китайских инвестиций», – сказал Болтон в то время.
Еще один американский посланник появился в Украине в ноябре. Это был Эрик Принс. Бывший член ВМС и основатель частной военной компании Blackwater, которая имеет значительную долю в поставок оборудования для разрешения конфликта в Ираке, в настоящее время он является генеральным директором и заместителем президента Frontier Services Group. Принс должен был сделать встречное предложение украинским властям.
О Мотор Сич
Основанная в 1907 году, компания «Мотор Сич» известна, среди прочего, производством двигателей для Ан-225 Мрiя, самого большого самолета в мире, используемого в настоящее время. В настоящее время в Поднебесной 1200 самолетов оснащены двигателями произведенных, будь то во времена Советского Союза или уже независимой Украины. Подсчитано, что на сегодняшний день только в одной только России около 80 процентов всех вертолетов оснащены двигателями этой украинской компании.
Поэтому приобретение может рассматриваться, как желание снизить стоимость обслуживания самолетов и вертолетов. Однако китайские аналитики, цитируемые сайтом Asia Times, говорят, что основная цель покупки большинства акций производителя — приобретение технологий и так называемых ноу-хау, способствующее более быстрому развитию китайского авиастроения. В том числе, конечно, военного.
Детали сделки
Богуслаев сообщил, что китайцы обязались инвестировать в «Мотор Сич» 250 миллионов долларов в течение двух лет. «Они дали нам 100 миллионов долларов. Еще 150 миллионов появятся в следующем году. Если бы у нас не было этих денег, то мы бы здесь не разговаривали друг с другом», – заявил в прошлом депутат украинского парламента от «Партии регионов».
По данным Укринформа, китайские Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group уже приобрели более 50 процентов «Мотор Сич» Если покупка будет одобрена Антимонопольным комитетом Украины (ACMU), инвесторы обязуются предоставить грант в размере 100 миллионов долларов. Более 25 проц. акций компании принадлежат государственной оборонной группе «УкрОборонПром», председатель которой подтвердил, что китайские инвесторы приобрели акции «Мотор Сич» и что в настоящее время антимонопольная комиссия изучает соглашение.
«Сделка рассматривается. Дело по-прежнему открыто, по крайней мере, до конца января», – сказал Юрий Терентьев, председатель антимонопольного комитета Украины, добавив, что комитет ожидает, что «УкрОборонПром» предоставит комитету необходимые данные.
Американцы не складывают оружие
Хотя китайцы «всего лишь» в шаге от захвата компании, ее реализация может оказаться невозможной. Передача военной техники из Украины в Поднебесную не новость на этом рынке. Первый авианосец Ляонин на службе Национальной армии освобождения Китая — советская конструкция, проданная в 1998 году Украиной. По данным Национального банка Украины, Китай в настоящее время является крупнейшим торговым партнером этой страны. В последние годы китайская оружейная промышленность невероятно выросла. Хотя их рыночную стоимость можно определить лишь приблизительно, по самым осторожным оценкам Defence News, из двадцати крупнейших компаний в этой отрасли уже семь являются китайскими.
Казалось бы, продажа «Мотор Сич» станет следующей частью процветающего сотрудничества. Украинцам нужны инвестиции, а китайцам нужны технологии. Однако эта сделка является важным элементом экономической войны с Китаем с точки зрения США. Мы много писали об этом, когда оценивали влияние этого конфликта на авиационный рынок.
Южно-Китайская газета Morning Post цитирует эксперта Московской школы экономики. «Нет сомнений в том, что США сорвут все попытки Китая установить полный контроль над такими стратегическими предприятиями, как «Мотор Сич». Компания, скорее всего, будет передана под контроль американской компании … и затем постепенно демонтирована, чтобы предотвратить возможные утечки технологий в Китай и другие страны», – прогнозирует Василий Кашин.
Следует, однако, заметить что мнение Кашина не объективно, базируется в основном на политике демонизации США и радужных представлениях о благих последствиях китайских инвестиций. Либо он просто лукавит. Да, обе стороны, китайская и американская, не выбирают средства для достижения своих целей. Но в случае с «Мотор Сич», как и во многих других, они совершенно разные. Китайцы хотят ускорить работу над своими двигателями, вытягивая из «Мотор Сич» все, что могут. Американцы заинтересованы в том, чтобы не дать конкуренту совершить этот технологический скачок.
Многие предприятия на Западе и в развивающихся странах, приобретенные китайским бизнесом, уже почувствовали на себе последствия. Исторически сложилось так, что в якобы коммунистическом Китае права работников, авторские права, отношение к окружающей среде – пустой звук. Для них важна прибыль любой ценой. Недовольных адскими условиями труда местных работников безжалостно увольняют, заменяя более покладистыми и послушными. В отличие от американских инвесторов, китайские не допускают в управление делами предприятий профсоюзы. Так что украинцам предстоит трудный выбор.
Андрей Бочкарев