Сенсационная находка в озере под Щецином - обломки истребителя МиГ-15

Сенсационная находка в озере под Щецином – истребитель МиГ-15

Исследовательская группа журнала «Следопыт» (GEMO), сообщила, что Дариуш Де-Лорм (Дарек Франц), с которым группа постоянно сотрудничает, совместно со своими друзьями из общества «Озеро тайн» сделал фотоснимки и видеозаписи утонувшего в одном из озер вблизи Щецина сохранившийся фюзеляж и крылья советского истребителя МиГ-15 (вероятно в двухместной версии).

Сенсационная находка в озере под Щецином - обломки истребителя МиГ-15
Фрагмент хвостового оперения МиГ-15


Благодаря эхолоту удалось установить расположение фрагментов разбившегося истребителя, лежащего на глубине около 20 метров. Воздушное судно вероятно принадлежало советским военно-воздушным силам и потерпело крушение в 50-х годах прошлого века. На дне остались фрагменты фюзеляжа (на снимке виден хвост с вертикальным стабилизатором и рулем высоты), крылья, двигатель и оторванное переднее колесо шасси.

Исследовательской группе удалось узнать некоторые подробности, касающиеся найденного воздушного судна. Скорее всего фрагменты принадлежат самолету МиГ-15УТИ, который упал в воду весной 1953 или 1954 года.

МиГ-15УТИ – двухместная учебная версия истребителя, использующаяся для подготовки и проведения экзаменов пилотов истребителей. Самолеты этой модели производились в СССР и в бывшей Чехословакии. Главным отличием от боевой, базовой версии МиГ-15, была уменьшенная емкость топливных баков, сокращенное вооружение и перестроенная кабина, чтобы там мог помещаться курсант и инструктор.

По мнению штабного хорунжего Ярослава Томчака, самолет разбился в июле 1952 года во время экзамена старшего лейтенанта Соломина. В самолете находился также полковник Балакин – командующий 239-ой истребительной авиационной Барановичской дивизии.

МиГ-15УТИ в полете (архивный снимок)

В свою очередь исследовательская группа нашла воспоминания Владимира Войновича, который был одним из механиков, служащих в 159-м новороссийском гвардейском истребительном авиационном полку под командованием подполковника Ивана Барбина (полк входил в состав 239-ой Дивизии). Владимир Войнович опубликовал несколько рассказов в книге под названием «Автопортрет», в которой вспоминает о своей службе в полку. Автор сообщает, что был свидетелем катастрофы, произошедшей весной, в самом начале его службы, на которую был направлен сразу по окончании летной школы в марте 1953года.

Учебный самолет вместе с пилотирующим его старшим лейтенантом (автор не помнит имени) и полковником Балакиным попал в плоский штопор, из которого не смог выйти. Экипаж катапультировался и опустился на парашютах на поверхность озера почти в его центре. Стояла ранняя весна и вода была еще очень холодной. Лейтенант разделся и почти сразу, получив сильное переохлаждение, утонул. Пятидесятилетний полковник не снял ни одежды, ни обуви и добрался до берега, где и потерял сознание.

Его нашли местные рыбаки. Тело молодого офицера было выловлено и отправлено в СССР в соответствии с тогдашними правилами Советской Армии – погибшие за границей военнослужащие перевозились в цинковых гробах.

Пднятые со дна озера фрагменты

Является ли найденный в январе 2018 года МиГ участником катастрофы, которую описал Войнович? Характер повреждений говорят о резком ударе о поверхность воды и подходит под описание. Найденный несколько лет назад рыбаками каркас сидения, свидетельствует, что это была учебная версия с местом для инструктора. Не удалось установить имени пилота. Принимая во внимание учебную версию самолета, им не мог быть лейтенант Соломин, который погиб 4 июля 1952 года. Редакция портала приглашает всех, чьи отцы или деды служили под Щецином, присоединиться к поисковой акции.