Если вы часто путешествуете самолетами, то наверняка не раз слышали, как бортпроводники обмениваются между собой странными фразами. На самом деле это коды, которые помогают им быстрее и лучше понимать друг друга и вести себя деликатно по отношению к пассажирам. Большинство этих слов не означают ничего угрожающего, поэтому не пугайтесь, когда они долетают до вас, это вовсе не сообщение о подложенной бомбе. Приведем несколько примеров.
Одно из самых популярных слов – «пакс», и означает оно «пассажир». Такое сокращение происходит от английского PAX, которое вы часто видите на билете.
Есть еще одно сокращение UM, которое обозначает несовершеннолетнего пассажира, который летит без сопровождения взрослых. Таких юных путешественников стюардессы называют «Умка» и, кстати, несут за него полную ответственность все время рейса.
Детей, которые летят со взрослыми, называют, «РМ» или «РБ», и означает такая аббревиатура «ребенок маленький» или «ребенок большой», – все просто. После этого нетрудно догадаться, что «КВС» – это командир воздушного судна.
Не удивляйтесь, если вы услышите, что бортпроводники говорят между собой про «синий сок». Это отнюдь не эксклюзивный пункт меню, такая фраза обозначает проблемы в туалете, чаще всего, что он сломался и будет закрыт.
Если бортпроводники захотят обсудить конкретного пассажира, то завуалировано назовут его место, например, «пять дней в Алжире, девять дней в Бухаресте». Это значит, что речь идет о месте 5А и 9В. Но нередко стюарды так и говорят о путешественниках цифрами, например: «С27 просит воды».
Обычно бортпроводники говорят о пассажирах только, если этого требует ситуация, например, нужно к кому-то подойти. Но если путешественник начнет вести себя неподобающе, скандалить, ругаться или, например, будет вызывающе одет, то может не сомневаться: комментарии о нем от стюардов будут распространены далеко за пределы борта.
«Тройка» – ни что иное, как набор соли, перца, зубочистки, салфетки, и столовых приборов, которые подают для еды, хотя предметов там больше, чем три. А само это горячее питание называется «касалетка», – можете удивить бортпроводника, попросив себе таким образом добавки. Возможно, он проникнется к вам уважением и принесет. А человек, который отвечает на борту за кухню, называется «гелик».
Тревожные сигналы
Если вышеописанные фразы говорятся из деликатности перед пассажирами, то существует набор реплик, которые свидетельствуют об опасности. Бортпроводники не имеют права называть вещи своими именами, чтобы не сеять панику, но зато летный состав сразу поймет, о чем идет речь.
Например, когда бортпроводник обращается к пилоту «товарищ командир» это тревожный знак, и означает он, что что-то идет не так. В обычной ситуации стюардессы называют капитана воздушного корабля по имени отчеству. Еще более устрашающее обращение «господин капитан», оно означает, что самолет захвачен, и террористы пытаются проникнуть в кабину. Дверь им, конечно, не откроют.
Если далее стюардесса интересуется у пилота, «нести ли рыбу», это означает, что проблемы большие. Фраза «красный код» переводится, как чрезвычайная ситуация, которая связана с серьезной поломкой и внеплановой посадкой.
Также применяются звуковые сигналы. Если вы услышите пять звонков подряд, это означает, что будет производиться экстренная эвакуация с борта воздушного судна.
Еще более тревожный сигнал – четырехзначные числа. Если стюардесса произносит код 7500, это означает, что самолет захватили террористы. 7700 свидетельствует об аварии на борту, а 7600 – о том, что наземные службы не отвечают.
Также существуют кодовые слова, которые применяются к каждому конкретному рейсу, и только экипаж знает их значение. Очень надеемся, что никакие тревожные фразы и сигналы вы никогда не услышите во время ваших путешествий. Желаем только приятных полетов!