Хотя наиболее известными стратегическими бомбардировщиками США, использовавшимися во время Второй мировой войны, были B-17, B-24 и B-29, на вооружении ВВС США находилось много других машин, которые не получили возможности прославиться боевыми подвигами. Одной из таких конструкций был Consolidated B-32 Dominator, принятый на вооружение в последние месяцы Второй мировой войны.
Бомбардировщик на черный день
История бомбардировщика Consolidated B-32 Dominator началась с подготовки преемника летающей крепости Boeing B-17. Эта программа в конечном итоге привела к созданию бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress, но в июне 1940 года командование USAAF поручило объединенным заводам работать над проектом конкурентоспособного бомбардировщика в случае задержки программы XB-29.
Согласно предположениям, новый бомбардировщик не должен был быть дальнейшим развитием конструкции Liberator B-24, однако инженеры Consolidated пытались использовать решения, зарекомендовавшие себя на предшественнике (включая хвостовое оперение и крылья), для ускорения проектных работ. Силовой установкой должны были стать двигатели того же типа, что использовались на B-29, чтобы снизить затраты на будущую эксплуатацию обоих типов машин (B-32 никогда не предназначался для замены B-29, а только восполнил бы пробел, если были задержки в поставках бомбардировщиков Boeing). Бомбардировщик должен был также получить герметичную кабину и дистанционно управляемое стрелковое оружие.
Результатом работы стало создание прототипа, который был представлен 7 сентября 1942 года. Машина совершила 30 полетов, но 10 мая 1943 года произошла авария. Второй прототип не взлетел до 2 июля 1943 года, что негативно сказалось на ходе работ (уже в марте 1943 года ВВС США разместили заказ на 300 бомбардировщиков B-32). Испытания второго прототипа, а также выводы из испытаний первой машины показали ряд конструктивных проблем, которые необходимо было устранить, прежде чем бомбардировщики поступят на вооружение. Однако было признано, что могут быть улучшены не все конструктивные решения. В результате от герметизированной кабины и дистанционно управляемого стрелкового вооружения окончательно отказались. В ходе дальнейших испытаний форма вертикального стабилизатора также была изменена – конструкторы отказались двойного вертикального оперения в пользу традиционного – аналогичного, применяемому на B-29.
Испытания B-32 были завершены в середине 1944 года. Хотя в то время уже B-29 поступил на вооружение, заводы Consolidated получили заказ на более 1500 единиц B-32 для перевооружения полков стратегических бомбардировщиков, выводимых из Европы. Первый серийный Dominator был выпущен 19 сентября 1944 года, но машина разбилась при посадке на базу, на которой она должна была эксплуатироваться.
В конечном итоге, из-за технических проблем, и прежде всего конца Второй мировой войны, было выпущено всего 118 бомбардировщиков B-32 Dominator. Интересно, что последние экземпляры не были поставлены заказчику, так как … они были отправлены на металлолом прямо из сборочного цеха. Машины, поступившие на вооружение на рубеже 1944 и 1945 годов после подготовки экипажей, были отправлены на выполнения разведывательных операций, совершив несколько полетов над территорией Японии. Во время своих миссий американские бомбардировщики несколько раз были перехвачены японцами, но им был нанесен лишь незначительный ущерб. По сообщениям американских экипажей, кстати, несколько японских истребителей были сбиты, но в японских отчетах подтверждения этих данных нет.
В конце концов все B-32 выведены из эксплуатации … 30 августа 1945 года. В течение следующих нескольких месяцев машины были списаны, что положило конец их очень короткой истории. Хотя эти самолеты должны были стать альтернативой в случае нехватки B-29, они сами вызывали много проблем и испытывали задержки в проектных работах. Кроме того, с точки зрения боевых возможностей B-32 уступал B-29, что еще более негативно сказалось на их оценке. Таким образом, B-32 стал одним из немногих забытых бомбардировщиков Второй мировой войны. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра.
Во время производства бомбардировщиков B-32 были внесены многие структурные изменения, что означает, что существует около десятка вариантов машин, различающихся по оснащению и деталям конструкции. Тем не менее, общие характеристики машин схожи.
B-32 в базовой конфигурации имел длину 25 м и размах крыла 41 м. Максимальная взлетная масса составляла 56 тонн. Силовая установка состояла из четырех восемнадцатицилиндровых двигателей Wright R-3350-23A мощностью 2200 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 575 км/ч и крейсерскую скорость 467 км/ч, а дальность полета достигала 6118 км. Вооружение состояло из 10 12,7-мм пулеметов, бомбовая нагрузка – 9100 кг. Экипаж состоял из 10 человек.
Андрей Бочкарев