С перегрузкой инфраструктуры аэропортов деловая авиация становится лучшим выбором

Авиационная отрасль находится на грани серьезного кризиса. В прошлом году во время не смогли вылететь более 334 миллионов пассажиров. Авиакомпании выплатили компенсации в размере сотен миллионов евро, а убытки от задержанных и отмененных рейсов превысили 17,6 миллиарда евро. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA прогнозирует, что к 2037 году количество перевезенных пассажиров может удвоиться и достигнуть 8,2 миллиарда. Однако организация отмечает, что для удовлетворения этих потребностей необходимы инвестиции в инфраструктуру аэропортов и управления воздушным движением. В Европе, к сожалению, уже видно, что серьезные проблемы предотвратить не удастся.

Больше задержек рейсов

В 2018 году объем авиаперевозок в Европе увеличился на 3,8 проц. до 11 миллионов рейсов в год со среднесуточным количеством, превышающим 30 000 рейсов. Разумеется, он не равномерно распределяется по всем странам. В Турции это было 8,2 проц., в Украине – 18, а в Польше – около 10. Можно наблюдать увеличение значительно выше среднего по Европе почти во всей Центральной и Восточной Европе и на Балканах. Пассажирские перевозки меняются, а с ними меняются потоки путешественников, которые неравномерны – это означает необходимость постоянной адаптации к новым реалиям с постоянным увеличением количества рейсов.

«С 2014 года авиаперевозки в Европе увеличились на 14 проц., а количество задержанных рейсов на целых 279 проц.!», – сказал  Имонн Бреннан, генеральный директор Евроконтроля во время Мадридского конгресса ATM. Среди причин такого положения вещей он упомянул нехватку персонала и забастовки контролеров воздушного движения во Франции,  силу которых особенно можно было  заметить в прошлом году. В 2018 году задержка более чем на 15 минут охватила 26 проц. рейсов, а в среднем каждый рейс запаздывал  на 49 минут. Около 334 миллионов пассажиров почувствовали на себе, что не значит вылететь не во время – на 26 проц. больше, чем в предыдущем году. Более того, рейсы 22 миллионов пассажиров были отменены!

Миллиарды потерь

Такие большие сбои в работе  воздушного транспорта также оказали значительное влияние на экономику. По оценкам Евроконтроля, общая стоимость задержек, включая не только потери самих авиакомпаний, но и, например, аэропортов и других организаций, обслуживающих авиационный сектор, была на 28 проц. выше, чем в предыдущем году, и достигла 17,6 млрд евро. Эта ошеломляющая сумма состоит из 3,4 миллиардов евро от стоимости отмененных рейсов и 14,2 миллиарда задержанных рейсов. «Это значение близко к годовому ВВП небольшой страны», – подчеркнул Бреннан.

Отдельные авиакомпании вынуждены выплачивать пассажирам компенсацию в сотни миллионов евро. Самые большие расходы были у Ryanair, которому пришлось заплатить 699,7 млн ​​евро, EasyJet заняла второе место с более чем 455 млн евро, а Lufthansa на третьем месте, с выплатой в  391,9 млн евро. British Airways пришлось распрощаться с 320 миллионами евро, а Turkish Airlines и Air France были близки к 270 миллионам евро. На следующих местах были Emirates, Norwegian, KLM и Qatar Airways.

В этом году лучше не будет

Первые два месяца этого года не принесли никаких улучшений. В то время воздушное движение увеличилось примерно на 3 проц., но число задержек росло гораздо быстрее. «У нас есть прогнозы о росте трафика в целом к ​​2019 году на уровне 2,8 проц., а это  на 300 000 больше рейсов», – сказал Бреннан.

Он добавил, что Евроконтроль годами прогнозирует увеличение количества воздушных судов и говорит о необходимости повышения эффективности управления воздушным пространством. С последним остаются проблемы, например, в Германии или Франции, что вынуждает искать решения, такие как перевод некоторых рейсов в район действия Польского агентства аэронавигационного обслуживания. Трудности с быстрым выполнением действий, улучшающих ситуацию, в результате, среди прочего, длительное время, необходимое для обучения авиадиспетчеров, означает, что в 2019 году будет сложно ожидать значительного улучшения пунктуальности полетов. Надо готовиться к задержкам, а авиационной отрасли к убыткам.

Большую гибкость в этом отношении проявляет деловая авиация, которая меньше зависит от перегруженной структуры больших аэропортов и может довольствоваться второстепенными, которые, к тому же, как правило, часто находятся ближе к конечному месту назначения. В связи с этим она все чаще стала использоваться не только для финансово важных операций, например, срочный вылет на переговоры с подрядчиком, но и для отдыха или покупки недвижимости. Обычно у деловых людей не так много свободного времени и терять его в залах ожидания аэропортов, глядя на табло с расписанием – непозволительная роскошь.

Андрей Бочкарев