“В настоящее время уровень обслуживания авиации общего назначения во многих аэропортах России и в странах бывшего Советского союза оставляет желать лучшего, но этот рынок просто там недостаточно развит. Я надеюсь, что после пандемии коронавируса его рост ускорится”, – говорит Виталий Архангельский, глава AVIAV TM (Cofrance Sarl), в интервью корреспонденту сайта demo.aviav.ru.
demo.aviav.ru: Какова текущая ситуация на рынке деловых перевозок и роль в ней Cofrance Sarl во время пандемии коронавируса и вскоре после нее?
Виталий Архангельский, глава AVIAV TM (Cofrance Sarl): во время пандемии европейский рынок деловых перевозок почти полностью остановился – аналитики говорят о снижении до 80 процентов. Люди избегали путешествовать, а те, кому нужно было куда-то лететь, сталкивались с барьерами в виде закрытых границ и ограничений на прием воздушных судов. Однако мы ожидаем быстрого возрождения этого сектора с июня, не позднее июля этого года – многие состоятельные люди выберут частный самолет, опасаясь за свою безопасность в связи с коронавирусом. Кроме того, авиакомпании сокращают свои сети сообщений – на менее популярных маршрутах рейсы будут ликвидированы, в некоторые места будет труднее добраться – тогда пассажирам, которые могут себе это позволить, будет удобнее пользоваться частным транспортом.
Основным видом деятельности Cofrance Sarl аренда и продажа деловых воздушных судов, поэтому сокращение объема деловых перевозок могло сильно ударить по нам. Однако, благодаря тому, что мы работаем и на постсоветском рынке, где во время пандемии местные перевозчики оказались недостаточно расторопными или слишком равнодушными к своим клиентам, мы переключились на эвакуационные рейсы. В условиях полной неразберихи и стремлении некоторых аэропортов нажиться на несчастье других, это было чрезвычайно трудно и не очень нам выгодно, но мы приобрели огромный опыт работы в стрессовых ситуациях и условиях катаклизмов.
Какими могут быть долгосрочные эффекты от пандемии коронавируса на транспортную отрасль? Можем ли мы рассматривать эту ситуацию как поворотный момент, который изменит бизнес-авиацию, как в случае с “большими перевозчиками”?
Во-первых, мы не знаем, является ли коронавирус просто эпизодом или предвестником глубоких изменений, к которым нам придется адаптироваться. Может оказаться, что скоро будет создана вакцина и мы быстро забудем всю ситуацию, а через год или два авиационный рынок вернется в нормальное состояние. Но в равной степени вероятно, что этот или аналогичный вирус может оставаться с нами годами, а последствия постоянной эпидемиологической угрозы для авиации в течение длительного времени будут иметь разрушительные последствия.
Во-вторых, привычки могут измениться. Живые корпоративные встречи будут частично заменены видеоконференциями – потому что так они уже работали во время пандемии. Таким образом, может оказаться, что причины сложившейся ситуации исчезнут, а изменения будут продолжаться. От падения числа пассажиров пострадает самая “крупная” авиация.
В-третьих, из-за закрытия экономики во время пандемии мир вступает в рецессию. А это всегда означает меньше денег в кошельках пассажиров и меньше путешествий. Никто не знает, насколько глубоким будет это замедление и как долго оно продлится.
Но в то же время топливо сейчас дешевое, расходы на полеты низкие, а пропускная способность, т. е. наличие самолетов с экипажами, огромна. Поэтому авиакомпании будут поощрять скептически настроенных пассажиров очень дешевыми билетами. Путешественники не хотят возвращаться, потому что они все еще беспокоятся о своей безопасности, но иногда низкие цены делают чудеса. Поэтому все надеются, что через два года рынок вернется к уровню 2019 года.
Давайте вернемся к точке до пандемии. Какой аэропорт в России, на ваш взгляд, развивается наиболее перспективно с точки зрения делового транспорта?
Это интересный вопрос, деловой трафик в основном там, где есть деньги, то есть вокруг больших городов и, к сожалению, крупных аэропортов, несколько испорченных быстрым ростом пассажиропотока от традиционных авиакомпаний, такие как аэропорт Домодедово, Шереметьево или Пулково. К сожалению они деловой авиацией немного пренебрегают, а во время эвакуационных рейсов не всегда вели себя адекватно. Поэтому нам приходилось иногда доставлять клиентов в приграничные с Россией страны. Хотя там уровень обслуживания ниже, но они не ставили невыполнимых условий.
Какая инфраструктура отсутствует в постсоветских аэропортах для развития делового транспорта?
Мы должны помнить, что в постсоветских странах деловая авиация все еще очень маленький рынок. Когда появится спрос, тогда появятся новые услуги и будут созданы терминалы для деловых людей. В настоящее время уровень обслуживания авиации общего назначения во многих аэропортах недостаточно высок имено потому, что мало клиентов. Я надеюсь, что развитие деловой авиации после пандемии коронавируса ускорит его рост и этих странах.
Подводя итог, какие тенденции в настоящее время наиболее активны, в каком направлении движется авиация общего назначения?
Во время пандемии мы все узнали, что существуют вирусы, которые могут представлять угрозу, и что они распространяются главным образом при крупных скоплениях людей. Таким образом, тенденция прибегать к частным рейсам и избегать крупных аэропортов усилится. А это повлечет рост рынка легких реактивных самолетов в Европе и в странах СНГ.
Андрей Бочкарев