Ryanair выиграла суд у “охотников за компенсациями”

Ryanair удовлетворена решением по апелляции в Великобритании, которое, как заявляет перевозчик, «защищает клиентов». Суд отклонил исковые требования адвокатов  Bott & Co Solicitors Ltd, касающиеся компенсации пассажирам, чьи рейсы были отменены или перенесены. Компания требовала, чтобы бюджетный перевозчик выплатил им вознаграждение, которую они не получили от клиентов. Те не заплатили юристам, поскольку им наконец удалось получить от Rayanair удовлетворения их требований. В прошлом году Ryanair создала специальный отдел, который рассматривает претензии о возмещении ущерба в течение 10 рабочих дней.

Апелляционный суд постановил, что процедуры рассмотрения жалоб Ryanair «позволяют пассажирам требовать компенсацию с приложением минимальных усилий». Таким образом, суд второй инстанции  вынес точно такое же постановление, как Верховный суд в марте 2018 года. В первом случае в заключении говорилось, что «Ryanair создала понятную и простую в использовании систему, с помощью которой пассажиры могут предъявлять иски о возмещении убытков в связи с задержкой или отменой рейса через интернет или по обычной почте без помощи третьих лиц». Это означало отклонение аргумента компании о том, что правила авиакомпании вынудили заявителей обратиться к третьей стороне.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что адвокатская компания ежегодно обрабатывает около 25 000 исков о возмещении ущерба. Средняя выплата составляет 327 евро, из которых Bott & Co  оставляет себе более трети.

«Мы приветствуем решение Апелляционного суда, подтверждающее прошлогоднее решение Верховного суда в Лондоне, объявляющее надлежащей политику Ryanair в отношении с клиентами и прямых выплат компенсаций в соответствие с постановлением EU261. Мы убеждены, что это решение остановит «охотников за жалобами», таких как Bott & Co, Fairplane, Hayward Baker, Sky Lega и Flightright, которые излишне вовлекают клиентов в судебные процессы, только чтобы получить от них более 40 проц. от их компенсации», –  прокомментировал решение суда Кенни Джейкобс, директор по маркетингу Ryanair.

В целом, конечно, речь идет не о пострадавших пассажирах, а о том, что Ryanair не хочет давать лишний повод  «охотникам за истцами» затевать судебные процессы. Результаты перевозчика в последнее время нельзя назвать удовлетворительными. В четвертом квартале прошлого года ирландцы впервые с начала 2014 года зафиксировали убытки. Небольшие, но все же.  Авиакомпания заинтересована в поиске решений, которые позволят им улучшить финансовое положение, а не в том, чтобы улучшать имидж за счет выплат.

Тот факт, что Lufthnsa выплатила своим клиентам около полумиллиарда евро в прошлом году, показывает, какого уровня могут достичь компенсации. При этом трудовые протесты не затронули ее так сильно, как Ryanair.

Забастовки экипажей ирландского перевозчика были исключительно масштабны в ​​прошлом году. Это означает значительное количество пострадавших. Но в  Ryanair с самого начала заявили, что не намерены платить компенсации.

«Пока единственное поле для толкования права на эту компенсацию дало перевозчикам понятие «чрезвычайные обстоятельства забастовки». Неясно, что именно представляет собой это обстоятельство, но теперь благодаря решению Суда Европейского Союза (CJEU) четко указано, что организованная забастовка, такая как текущая забастовка Ryanair, то есть забастовка профсоюзов, исключает понятие «чрезвычайные обстоятельства», – объяснил главный юрист  компании Cofrance Sarl.  «По мнению CJEU, в случае организованной забастовки авиакомпания располагает временем, чтобы изменить сеть сообщений и обеспечить выполнение рейсов», – добавил он.

Как оказалось, дело не в том, что решение Европейского трибунала закрыло вопрос. Суды отдельных государств-членов Европейского Союза уже неоднократно заявляли, что компенсация по  EU261 не выплачивается пассажирам, рейс которых был отменен в результате забастовок. Считалось, что отмена рейсов была вне контроля Ryanair, поэтому нет никаких оснований для выплаты компенсации.

«Решения Европейского Суда должны в первую очередь приниматься во внимание государствами. Их задача – создать закон, соответствующий этим правилам. Дело немного отличается в случае с национальными судами. Хотя они должны выносить решения в соответствии с судебной практикой, это не всегда так. Вопрос, поднятый Ryanair, заключается в отсутствии легитимности забастовки. Компания показала, что заработная плата и общие условия работы не отличаются от того, что предлагают другие перевозчики в Союзе. Суд также принимает это во внимание. Каждый случай индивидуален. Самое главное это факты. Поэтому суды не должны выносить одно и то же решение каждый раз в соответствии с вышестоящего вердиктом суда», – объяснил нам Виталий  Архангельский, эксперт по авиационному праву.

Андрей Бочкарев