Предоставление финансовой помощи в размере 1,2 миллиарда евро, которые авиакомпания TAP Air получила от правительства Португалии, и 3,4 миллиарда евро, полученных KLM от правительства Нидерландов, не имело достаточных оснований. Таковым было решение суда Евросоюза, который удовлетворил жалобу ирландской Ryanair на решение Еврокомиссии.
Бюджетный перевозчик с Зеленого острова с самого начала кризиса категорически возражает против государственной помощи от правительств Финляндии, Швеции и Дании для Finnair и SAS, которая также была одобрено Европейской комиссией. Политики Хельсинки проголосовали за кредит в 600 миллионов евро компании Finnair, которая с начала пандемии коронавируса SARS-CoV-2 получила государственную помощь в размере более 1,2 миллиарда евро. В свою очередь, правительства Дании и Швеции предоставили SAS кредитную гарантию в размере 137 миллионов евро. Таким образом, рекапитализация крупнейшего скандинавского авиаперевозчика превысила 1,3 миллиарда евро.
Ryanair критически относится к подходу Европейской комиссии к государственной помощи. По словам менеджеров крупнейшей бюджетной авиакомпании Старого континента, такие действия позволили государствам-членам выдавать неограниченное количество денег неэффективным авиаперевозчикам. На этот раз жалоба была рассмотрена положительно, но это не означает, что KLM и TAP Air должны будут вернуть собранные средства. Теперь ЕК может попросить правительства Нидерландов и Португалии заполнить формы заявок, и только когда такие документы будут оспорены, обе авиакомпании, вероятно, будут лишены дополнительных денег.
Сомнения ЕС в отношении KLM были вызваны ранее предоставленной субсидией для Air France, с которой национальный перевозчик Нидерландов формирует холдинг Air France-KLM. Лоукостер с Зеленого острова осознают, что это не конец битвы за конкурентный отраслевой рынок, на котором не должно быть места для убыточных и плохо управляемых компаний. “Согласие ЕС на государственную помощь Air France-KLM и TAP несовместимо с основополагающими принципами законодательства ЕС. Если суды не остановят этот процесс, государственная помощь будет дестабилизировать авиационный рынок ЕС на десятилетия”, — подчеркивается в заявлении Ryanair.
Европейская комиссия с начала пандемии коронавируса SARS-CoV-2 уже одобрила более 30 миллиардов евро на поддержку национальных авиакомпаний. Таким образом, Lufthansa Group получила 11 миллиардов евро, холдинг Air France-KLM получил 10,6 миллиарда евро, итальянская Alitalia – 3,5 миллиарда евро, шведско-датская SAS – 1,3 миллиарда евро, португальская TAP Air и финская Finnair – по 1,2 миллиарда евро каждый, Norwegian Air – 800 тысяч евро: LOT-Польские авиалинии 650 тыс. евро, немецкий Condor – 600 тыс. евро, а Air Europa 500 тыс. руб. евро.
Андрей Бочкарев