После волны забастовок пилотов и бортового персонала ирландского перевозчика пассажиры стали опасаться, что могут произойти дальнейшие перебои в х планах полетов. И они уже ищут альтернативные рейсы, в т.ч. у традиционных авиакомпаний. То же самое происходило с Lufthansa и Air France, когда их экипажи были заняты стачкой.
Переговоры Ryanair с пилотами из Ирландии уже начались, на этот раз с участием посредников, а протестующие в этой стране пока не объявляют о дальнейших забастовках. Но немецкие пилоты из профсоюза «Кокпит» предупреждают, что Ryanair может ждать дальнейших протестов, потому что их требования не были выполнены, и руководство авиакомпании не имеет никакой возможности согласиться.
Во время последнего протеста экипажа Ryanair, «ненужного и неоправданного», по словам правления, в пятницу 10 августа, пострадали 67 тысяч пассажиров, было отменено почти 400 рейсов и 300 рейсов по той же причине неделей ранее. И хотя перевозчик гарантирует, что его сотрудники займутся всеми пассажирами, уже известно, что с компенсационными выплатами у них будут проблемы, поскольку перевозчик делает все, чтобы не платить.
Пассажиры, толпившиеся в аэропортах, были сбиты с толку и часто отказывались от альтернативных рейсов, предлагаемых Ryanair, и сами покупали билеты у конкурентов. Другие не верили, что Ryanair найдет им удовлетворительную альтернативу. Чаще всего причиной для самостоятельного поиска рейсов было то, что ирландская авиакомпания предлагала, например, полет через четыре дня после первоначальной даты поездки, что не всякий отпускник мог себе позволить. Не редка была такая ситуация, когда пассажир параллельно с рейсом Ryanair бронировал рейс у других, более дорогих перевозчиков.
Европейская комиссия также заинтересовалась ситуацией в Ryanair. «Пассажиры должны помнить о своих правах, – сказал представитель ЕС Энрико Бривио. – Кроме возмещения расходов или представления рейса другим перевозчиком, в таких ситуациях их следует надлежащим образом обеспечить всем необходимым питанием, напитками, ночлегом».
Ryanair не собирается соглашаться на какую-либо компенсацию и утверждает, что протесты экипажей являются форс-мажорными обстоятельствами.
Ryanair оправдывается тем, что он делает все, чтобы не поднимать свои цены, и он не будет подчиняться требованиям сотрудников. Это может означать дальнейшие акции протеста.
LOT уже обогнал Ryanair как крупнейшего перевозчика в регионе Центральной Европы и является самой быстрорастущей авиакомпанией в данном регионе в этом году. Годовой прирост предложения мест в самолетах составил 25,4 проц., в то время как салоны заполняются на 87 проц. Впечатляющие темпы роста показал румынский Tarom (22,1 пкт.) и Wizz Air (21 пкт.). Предложение Ryanair увеличилось на 6,1 процента, или даже меньше, чем в случае Lufthansa – 8,3 процента.
Андрей Бочкарев