Как скажется катастрофа Boeing 737 Max 8 на «тесных и доверительных» отношениях двух компаний – авиастроителя и авиаперевозчика?
Авария
10 марта 2019 года произошла одна из самых масштабных авиакатастроф на африканском континенте, за всю историю авиации. Новый Boeing 737 Max 8 компании Ethiopian Airlines потерпел крушение во время выполнения рейса – из столицы Эфиопии, в город Найроби. Авиалайнер разбился в шестидесяти километрах от Аддис-Абебы. В результате катастрофы погибли 157 человек.
Произошедшее вызвало широчайший общественный резонанс. Среди людей, погибших в катастрофе – граждане тридцати пяти государств мира. В том числе – трое россиян.
Случившееся было освещено ведущими мировыми СМИ, так как, напомним, это уже вторая, за последние полгода, авиакатастрофа Boeing 737.
29 октября 2018 года, самолёт компании Boeing потерпел крушение в Яванском море. Во время совершения рейса по маршруту Джакарта–Панкалпинанг. Авиалайнер упал в тринадцати километрах от места взлёта – аэропорта Сукарно-Хатта (Джакарта, Индонезия).
Погибли все находившиеся на борту – 189 человек. Случившееся повлекло за собой детальнейшие исследования Boeing 737 Max 8. Эксплуатация данного типа самолётов была приостановлена.
В Эфиопии прошли траурные мероприятия.
При этом, помимо прочих последствий для компании Boeing, могло произойти ещё одно очень неприятное событие. Довольно масштабное – разрыв «доверительных отношений», как их характеризует New York Times.
«Они устанавливаются годами. А в случае с такими крупными игроками, как авиаперевозчик и авиастроительная компания – десятилетиями. В наше время трудно найти клиента, который будет пользоваться предоставляемыми вами услугами только потому, что вас связывают «долгие десятки лет тёплых отношений».
Даже если ему это не выгодно. Что, конечно, совершенно нормально для человеческих отношений. Но не для политики компании. Подобное в этой сфере – исключительная редкость… И у Boeing такой клиент был. По крайней мере один – точно. Это Ethiopian Airlines.
Но для Эфиопии подобное не редкость, а скорее грань менталитета. Ведь многие граждане этой крупной африканской страны, собираясь в авиационное путешествие, приобретали билеты именно у Ethiopian Airlines.
Нередко – даже вразрез с соображениями собственной выгоды. Да, они могли быть дороже. Но чувства патриотизма и национальной гордости не позволяли сделать иной выбор. В самой Ethiopian Airlines аналогичным образом привязаны к своим партнёрам – компании Boeing.
Кому-то это может казаться удивительным. Но за такими «отношениями» стоит длинная история» – таким образом ситуацию описывают журналисты New York Times, в материале, посвящённом анализу дальнейших взаимоотношений Ethiopian Airlines и компании Boeing.
«Долгая история…». Светлое прошлое
«Когда Ноэль Джалал была ребёнком, дядя взял её с собой – на работу. В международный аэропорт Боле (что в небольшом пригороде Аддис-Абебы – главная воздушная гавань Эфиопии). Девочка наблюдала за тем, как взлетают и садятся самолёты Boeing. Огромные и величественные. Именно такими они запомнились Ноэль. Конечно, все они принадлежали Ethiopian Airlines.
С тех пор, госпожа Джалал часто бывала в аэропорту и много раз видела этот, кажущийся бесконечным, каждодневный процесс. Без перерывов и отдыха. Строго по расписанию. Один за другим. Самолёты Ethiopian Airlines взлетали и совершали посадку.
Она приходила сюда, как и тысячи других людей. Не имевших отношения к работе аэропорта. Ведь Боле уже давно стал не только небесной гаванью. Но и местом отдыха для многих жителей пригородов Аддис-Абебы. Да, замечательно провести время на выходных можно не только в парке, кинотеатре, на природе…
Но и в аэропорту! Во всяком случае, жители и гости города Боле (и не только) – доказывают это на собственном примере.
Традиция зародилась давно. Когда-то, много лет назад, в середине прошлого века, тысячи жителей и гостей Эфиопии, не только из Боле и Аддис-Абебы, собирались здесь, чтобы посмотреть на первые «боинги», пилотируемые африканцами.
С тех пор, кстати, огромное развитие получила инфраструктура аэропорта.
Который, в сущности, не так уж и велик. Но при этом, купить здесь (и в радиусе нескольких километров от воздушной гавани), можно, часто, значительно больше, чем даже в супермаркетах городка Боле.
Такова традиция. Аэропорт – местная достопримечательность и гордость. В сущности – он гордость для всей страны. «Я помню, как дядя купил мне сахарной ваты и разрешил даже побегать внутри терминала, пока людей было немного.
Все, с кем я росла, друзья детства – были там. Мы играли, веселились и нам было всё равно, что это – аэропорт. За долгие годы он стал таким знакомым и привычным» – рассказывает тридцатилетняя госпожа Джалал.
Примерно так и с Ethiopian Airlines. Авиакомпания – не просто перевозчик. Она – эмблема, символ, «лицо» страны. По крайней мере, в этом уверены тысячи людей – граждан Эфиопии. И символ никогда не должен «упасть в грязь», несмотря на ежедневную борьбу с сотнями напастей – считают они.
Да, в этой африканской стране высок уровень преступности, не самая лучшая ситуация в отношении медицины, некоторые жители Эфиопии голодают, и тысячи – не имеют возможности осуществлять полноценное питание.
Но, несмотря ни на что, Ethiopian Airlines – как флаг или гимн страны, только в авиационной сфере. Он – знак надежды на лучшее будущее.
Как и Boeing. Да, это компания американская. Но для многих граждан эфиопского государства – она синоним Ethiopian Airlines. Да и в принципе – самолёта, летящего по небу. Кажется, что авиалайнер и Boeing, – одно и то же» – пишет New York Times.
И вот теперь, долгая история взаимоотношений двух компаний, длившаяся на протяжении более чем полувека, под угрозой.
«Удар» по двум компаниям
Ввиду случившихся катастроф – внимание СМИ приковано к крупнейшей авиакомпании Эфиопии. И волна общественной реакции не утихает. Наибольший резонанс был вызван в том числе, среди граждан Эфиопии.
Но не в меньшей степени озабочено всё мировое сообщество.
«Это удар не только по Boeing, но и по Ethiopian Airlines» – считает Йонатан Менкир – пилот и известный писатель. «История двух компаний переплетена на протяжении уже более чем шести десятилетий. Ethiopian Airlines была первой на континенте, покупавшей авиалайнеры за счёт кредита, выданного США. Конечно, самолёты были тоже американские.
Но, при этом, связи между Boeing и государственной авиакомпанией Эфиопии настолько тесны, что последняя никогда не приобретала самолётов у конкурента «Боинга» – Airbus, за исключением нескольких случаев, в последние годы. В целом, в Эфиопии думают о Boeing, когда говорят о самолётах вообще. Как во многих странах «Colgate» стал синонимом зубной пасты» – говорит Йонатан Менкир.
«Тем не менее, многие жители и гости Эфиопии не доверяют именно «Боингам», после случившегося. Если мы обратимся к анализу общественного мнения, заглянув на их страницы в facebook, или twitter, то увидим. Как только стало известно, что «чёрные ящики» будут отправлены на расшифровку во Францию, а не на родину «Боингов», в США, многие не скрывали облегчения.
Эфиопия – страна, в которой история политических, и не только, репрессий, – весьма длинная и пугающая. Возможно, памятуя о временах, закончившихся всего несколько десятилетий назад, люди ещё боятся открыто выражать своё мнение.
Потому даже упомянутые «вздохи облегчения» в «фейсбуке» сдержаны. Да и СМИ Эфиопии не дают подробной информации о случившемся. Произошедшее освещено крайне сдержанно, как и результаты расследования.
Также, многие в этой стране относятся с большим подозрением и к расшифровке «чёрных ящиков». Но здесь, в Эфиопии, терзавшейся политическими переворотами, общественными неурядицами, да и простой зависимостью от погодных условий, которая всё ещё имеет место быть. Тут население привыкло стойко воспринимать горести и не кричать о них» – говорится в материале New York Times.
«Долгая история…». Начало
Связи между Ethiopian Airlines и Boeing начали формироваться ещё в 1960-х. Через почти десять лет после того, как государственная авиакомпания Эфиопии была создана. Первоначально весь её воздушный флот был представлен исключительно военными самолётами – Douglas C-47. Мало комфортабельными, даже по меркам 60-х годов двадцатого века. А пассажирские перевозки могли осуществляться только с их помощью…
Но у Ethiopian Airlines были далеко идущие планы. «Соединить Аддис-Абебу с Европой и Америкой», как тогда говорили. Но в те времена купить авиационное судно Boeing, даже имея достаточные средства, было непросто. Высокопоставленные эфиопские чиновники отправились в США, чтобы договориться о продаже «Боингом» своих самолётов авиакомпании Ethiopian Airlines.
Сделка была заключена, и вот два первых «боинга» отправились в Эфиопию. Обошлись самолёты, кстати говоря, в 45 миллионов долларов. Что для того времени – сумма весьма значительная, даже для пары великолепных воздушных судов.
Кроме того, из Эфиопии в Соединённые Штаты прибыли два человека, для того, чтобы обучиться мастерству пилотирования новеньких самолётов. И ещё шестеро – стажироваться на бортпроводников. Они обучались в авиационной школе компании Boeing, в Сиэтле. Благодаря чему Ethiopian Airlines стала первым авиаперевозчиком в Африке, осуществлявшим обслуживание и пилотирование «боингов» своими силами.
Технические специалисты, которые должны были устранять неисправности в самолётах, также прошли стажировку в Соединённых Штатах.
«Долгая история…». Перипетии революции
12 сентября 1974 года в Эфиопии начинаются трагические события. Вспыхивает гражданская война. В результате государственного переворота был свергнут император Хайле Селассие I и государство оказалось погружено в пучину бесконечных террористических актов, кровопролития и голода. Но, кроме этого, практически все «повстанцы» провозглашали марксистскую ориентацию.
Захват власти про-коммунистическими силами осложнил отношения страны с США. И не сказался позитивно на взаимоотношениях Boeing и Ethiopian Airlines. Кроме того, развитие авиации в государстве почти-что совсем остановилось. За 31 год, на протяжении которых шла гражданская война, в боях погибло четверть миллиона человек. Ещё миллион – от голода.
В это время страна не могла себе позволить вкладывать средства в развитие авиации. В те нелёгкие времена на помощь Эфиопии приходит СССР. Самолёты «Аэрофлота» осуществляют рейсы между двумя государствами. А после – и «соединяют» аэропорты Эфиопии с небесными гаванями других городов на африканском континенте.
Так продолжалось до 1991 года. Но, когда СССР распался, Ethiopian Airlines «выбрали давно знакомые самолёты», как пишет New York Times – вновь обратившись к компании Boeing и возродив старые отношения – «Выбрали «Боинг»».
Неясность дня завтрашнего
С тех пор Ethiopian Airlines, да и в целом – авиация в этой стране, – продемонстрировали значительный прогресс во всех отношениях. Парк авиакомпании значительно расширился, увеличилось количество обслуживаемых направлений и регулярных рейсов…
Но, даже после покупки самолётов Airbus, более трёх четвертей воздушного флота крупнейшего авиаперевозчика Эфиопии – составляют самолёты Boeing.
И Max 8 должен был стать «вершиной», своеобразной «изюминкой», в коллекции, новейшим и наиболее развитым. В 2014 году компания заказала Boeing двадцать таких самолётов. Это была крупнейшая покупка, сделанная африканским авиаперевозчиком у авиастроителя, за всю историю. Никогда ранее в Африке не заказывали так много «боингов» сразу.
Когда в июле 2018 первый Boeing 737 Max 8 был доставлен в аэрогавань Боле, исполнительный директор компании Теволде Джебремариам лично встречал столь ценный самолёт.
«Сегодняшний день – важный этап в истории африканской авиации. Мы показали всему миру, что можем управлять такими успешными компаниями, как Ethiopian Airlines» – с достоинством сообщил тогда он.
Сегодня же Теволде замечает, что «компания всё равно остаётся для многих жителей Эфиопии своеобразной возможностью попасть во внешний мир. Для многих – единственной. Не стоит недооценивать важности авиационного сообщения в Африке».
Оттого я не могу сказать определённо, что же будет дальше.
А в материале New York Times сказано, что «Ethiopian Airlines – авиакомпания, к которой в Эфиопии особенное отношение. Не смотря на потерю уверенности в «боингах», в авиаперевозчике люди не разочаровываются. И их лояльность к компании остаётся неизменной.
Как бы там ни было, случившегося не изменишь. А разрыв отношений с крупнейшим клиентом в Африке, для компании «Боинг», может стать и не самой большой проблемой, в свете последних событий…».